Фэн сао мэй хуа
Выполняется так же, как поза 11 (рис. 322-324).
ДУХ ХРАНИТЕЛЬ ТОЛЧЕТ В СТУПЕ
Цзинь ган дао дуй
Выполняется так же, как поза 12 (рис. 325-327).
ВОЗВРАТ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Шоу ши
Комментарий к движению
Тело постепенно выпрямляется, колени немного согнуты, обе руки расслабляются, скручиваются (ни) из положения перед животом, разделяются и свободно свешиваются по сторонам справа и слева, центры ладоней сначала давят вниз, потом касаются бедер с двух сторон. Одновременно ци погружается в даньтянь, принимается исходное положение «подготовительной позы» (рис. 328, 329).
Требования. Эта поза выполняется расслабленно с ровным погружением. Должны быть в равной степени четко выражены и легкость и погруженность. Ровное начало, ровное завершение.
Первый комплекс начинается лицом на юг, завершается лицом на север; второй комплекс сразу начинается лицом на север, завершается лицом на юг. Оба комплекса практикуются одни за другим, окончание первого служит началом для другого, потом возвращаются в исходное положение. Оба комплекса расставляются как симметричные начала природы инь и ян.
Для удобства читателей и правильном представлении в книгу помешены рисунки с теми направлениями движений, если бы они выполняли их сами; некоторые рисунки изображают движения в виде сзади или сбоку, на что есть соответствующие комментарии под рисунками.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА В ТАЙЦЗИЦЮАНЬ СТИЛЯ ЧЭНЬ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
О СМЫСЛЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ОБРУШИТЬ ВНИЗ И ЗАКАТАТЬ НАРУЖУ»
Вопрос. Что такое «обрушить вниз и закатать наружу»?
Как тренируется этот принцип? (Хэ Хуаньюй, г.Уси; Тянь Гуанфу, г. Сиань).
Ответ. «Обрушить вниз и закатать наружу» — это одни из важнейших методов следования усилий (цзинь) при работе рук. Это наиболее распространенный способ движения цзинь в техниках пэн (отражение),люй (протягивание), ань (надавливание), чжоу (локоть), цай (срыв) и др. Практически в момент его использования нужно сделать усилие, направленное по дуге наружу с погружением вниз. Например, как при работе мельничного жернова или дорожного катка одна сила опускается вниз (обрушивается), другая катится вперед (закатывает). Использование методов усилий (цзинь) в тайцзицюань заключается в разрушении устойчивости нижних конечностей противника, как при рубке дерева сносят его основание. В тайцзи туйшоу, свободном бое, прежде всего уделяют внимание стопам противника, устремляют усилия па расшатывание их устойчивости. Поэтому, в гот момент, когда ваши руки (или одна рука) касаются тела противника, не важно какой его части, не важно также какое усилие прилагается: пэн, люй, цзи, ань, в любом случае сначала делается погружение вниз, а сила вашего сознания направляется на его пятки, потом идет наружу (вперед влево, вперед вправо, прямо вперед) но нижней дуге с усилием пэп (отражение), люй (протягивание), цзи (теснение), ань (надавливание). Тело всегда делает дугообразное накатывающее усилие вниз-вверх с погружением вниз. При использовании этого усилия обязательно нужно делать осью движения обрушивание поясницы, координировать его с погружением плеч, свешиванием локтей, осаживанием запястий (осаживанпем оснований ладоней), давлением стоп на землю, только в этом случае будет полноценное усилие «обрушивания вниз и закатывания наружу».