Две зимы 1974 и 1975 годов учитель Чэнь Чжаокуй гостил у Чжан Чжицзюня дома в Ханчжоу и преподавал нам тайцзицюань. Мы обучались форме и туйшоу. Он показал очень много упражнений, практикуемых в тайцзицюань стиля Чэнь. В общем и целом существует более 10 методов, например, туйшоу одной рукой (включает 3 вида), ваньхуа («накручивание цветов»), хэбуи, шуньбу, далюй, с одним шагом вперед и одним назад, с тремя шагами вперед и тремя назад, с хождением по кругу, «топтание цветов», свободное туйшоу. Среди них самое интересное — это туйшоу с хождением по кругу. Позже у господина Лю Ваньцана я узнал, что и в тайцзицюань стиля У также имеется такой метод туйшоу, однако он отличается работой рук и шагов. В тайцзицюань стиля Чэнь туйшоу с хождением по кругу все же практичней с точки зрения боевого применения. Ниже мы рассмотрим данный вид упражнений.

Главная характерная особенность туйшоу по кругу — это метод шагов, похожий на шаги в багуачжап: один открытый шаг (бай) один закрытый (коу), один шунь один пи с движением по кругу. Метод рук — пэн, люй, цзи, ань, чжоу, као, цай, ле. Однако и в шагах и в движениях рук главное — это усилие спирального скручивания (чаньсыцзинь) и движения по дуговым траекториям.

1. Поза готовности. А и Б скрещивают руки так же, как и в туйшоу на месте в варианте хэбу (рис. 526).

2. А люй Б цзи. А и Б вместе шагают вперед правыми ногами, стопы разворачиваются наружу (байбу), стопы скручиваются в фазе шунь, правая стопа Движется по дуге и ставится снаружи позади правой ноги партнера. В процессе шага нужно обращать внимание на подъем колена, потом шагать. Л выполняет люй, Б — цзи. При выполнении люй следует обратить внимание на обрушивание вниз и закатывание наружу, а также на контроль локтя партнера (рис. 527, 528).

3. А ань Б пэн. А вращается в пояснице и шагает левой ногой, делает ань; Б вращается в пояснице и шагает левой ногой, выполняет пэн. Потом партнеры возвращаются в исходную позицию с обоюдным пэн (рис. 529-531).

4. Б люй А при, Б ань А пэн, 2-й круг. Б шагает вперед правой йогой, выполняет люй на левую руку А, А изменяется на при, Б выполняет ань, А — пэн. Затем А снова выполняет люй, все повторяется снова. Шаги и метод рук такие же, как и п. 2-4, потом можно двигаться в другую сторону (рис. 532-534).

5. Первый вариант боевого применения. Сверху ань снизу подножка. А проводит люй, Б контратакует и применяет као, А меняется на ань. Правая нога подбивает правую ногу Б, Б падает. Следует обратить внимание на то, чтобы движение обеих рук вперед влево с усилием ань и мах правой ноги наружу вперед вправо шли по дуговым траекториям. Этот прием похож на последнее движение позы «двойной мах стопой» из первой формы; он называется «маленький черт вращает жернов» (рис. 535-538).

6. Второй вариант боевого применения. Сверху люй, снизу удар коленом. А проводит люй, Б контратакует цзи, А поднимает ногу и вместо шага вперед ударяет коленом в пах Б. Это разновидность метода «сверху тянуть снизу бить». Внимание! При отработке этого приема удар коленом нужно останавливать (рис. 539,540).

7. Третий вариант боевого применения. Сначала люй, потом као. А проводит люй, когда Б теряет равновесие; пользуясь моментом, А проводит као плечом или грудью, или можно изменить усилие па ань и по ходу движения сделать выброс силы (рис. 541-544).

8. Четвертый вариант боевого применения. Люй и удар бедром. А производит люй на правую руку и шагает правой ногой вперед, ставит правую ногу вплотную к правой ноге Б и ударяет бедром или куа (тазом). Этот прием воз-можно провести только если вы подошли к противнику вплотную (рис. 545).

9. Пятый вариант боевого применения. Сначала люй, потом ань. А выполняет люй на правую руку Б, в момент когда Б наклонился вперед, А быстро проходит по дуге за спину Б и двумя руками толкает его в спину и поясницу, Б теряет равновесие и падает.

Кроме этих, существует еще очень много вариантов боевого применения.

А и Б могут менять очередность, шагать подобно шагам в багуачжан.

Смена происходит на ань и на пэн. Руки вращаются как колесо. При практике данных упражнений нужно обращать внимание на раскрепощение куа и осаживание поясницы, тренировка в низких позициях дает очень хороший эффект.

СТОЯЧИЙ ЦИГУН «СТО РУКОЯТОК»

Цигун «сто рукояток» — это внутренняя базовая работа для циньна. Когда учитель Чэнь Чжаокуй жил у меня дома в Шицзячжуане в 1979 году, он обучал меня одному из методов вспомогательной работы в тайцзицюань. Только через 10 лет я осознал, какую ценность он представляет для укрепления здоровья, для туйшоу, для цииьпа, практики свободного поединка. Данный цигун объединяет в себе внутреннюю и внешнюю работу тайцзицюань, оздоровление организма и боевую направленность, он представляет собой хорошую тренировку для сплавления сущности (цзин), пневмы (ци), духа (шэпъ). Эта практика особенно эффективна для внутреннего вращения даньтянь, подвижности поясницы, живого упругого выброса силы. После выхода в свет статьи «Внутреннее вращение даньтянь как метод внутренней работы в тайцзицюань стиля Чэнь» в журнале «Ушу», N° 7 за 1987 г., в редакцию пришло очень много писем, в которых была просьба ознакомить читателей с цигун «сто рукояток». Сегодня я, полагаясь на записи, составленные мной, когда учитель Чэнь Чжаокуй передавал мне этот вид тренировки, хочу предоставить читателям такую возможность.

В стоячем цигун «сто рукояток» уделяется особое внимание целостному развитию силы поясницы (работа даньтянь), силы ног, силы рук, силы локтей, силы запястий, прохождения усилий в пальцы рук. Длительная тренировка позволяет погружать ци в даньтянь, повышает подвижность всего тела, усилие упругого встряхивания. Следующий шаг тренировки — это координация циркуляции изначальной ци\ можно натренировать усилие сознания во всем теле, свободную циркуляцию ци но всему телу, прохождение силы через все тело, что делает возможным правило «каким местом коснулся противника, тем и выбросил». Это то, о чем говорится в «Суждениях о кулачном искусстве»: «Все тело мягкое, словно без костей; внезапно выпускает (силу), это — мастерство», т. е. высокое искусство.

Цигун «сто рукояток» лучше всего практиковать два раза в день — на рассвете и на закате перед тренировкой формы. На первом этапе не нужно делать количество повторений больше 36, это вредит ци. Через месяц нужно исходить из самочувствия, если есть чувство комфорта, то можно переходить ко второму этапу и каждый день прибавлять по одному разу. Через 70 дней довести количество повторений до ста, тогда ци не утрачивается дух не рассеивается. Это называется «малым достижением». Потом ци запускается по «большой и малой орбите», это будет истинная работа внутреннего и внешнего, взаимная поддержка мягкости и жесткости, это называется «большим достижением».

Первая позиция. Соответствует позе «начальная позиция» в тайцзицюань стиля Чэнь. Ноги примерно на ширине плеч, стопы параллельны. Область паха должна быть округлой, на внутренних поверхностях бедер должно быть ощущение усилия, направленного назад, колени стремятся друг к другу, куа раскрепощенные, поясница осажена, руки свободно свисают вниз, плечи и локти чуть повернуты вперед. Все тело собрано, должно возникнуть ощущение расширения во все стороны, в точках байхуэй и хуэйинь присутствует подпирающее усилие, ци погружается в даньтянь, пальцы ног «хватают» землю, точка юнцюань должна быть пустой, глаза смотрят ровно вперед, выражение лица естественное, дух сосредоточен (рис. 550).

clip_image002

После на короткое время сосредоточиться и задержать дыхание, в момент выдоха мысленно провести изначальную ци от лба вниз, сначала погрузить до солнечного сплетения, потом в даньтянь. После ощущения тепла в области даньтянь начинаются движения. Во время движения обе ноги немного сгибаются и немного приседают. Центр тяжести сначала смещается влево, потом вправо, грудь сначала поворачивается немного вправо, потом немного влево. Одновременно тыльные стороны запястий поднимаются вверх, плечи погружаются, локти свешиваются вниз, область паха округляется, куа раскрепощаются, руки немного поднимаются вверх, ноги мягко сгибаются в коленях, тело постепенно погружается. Обе руки идут по дуге наружу вверх, левая кисть скручивается в фазе шунь, правая — в фазе пи и поднимаются до уровня груди, потом идут по дуге внутрь, меняют фазу скручивания, левая — пи правая — шунь и делают пэн немного вперед влево. Левая кисть находится спереди слева от левого глаза, ладонь немного под углом, центр ладони развернут вперед, пальцы немного вправо. Правая кисть находится на центральной линии перед грудью, центр ладони направлен влево вверх, кончики пальцев вперед, ци проходит в основания пальцев рук. Взгляд направить вперед влево, слушать сзади (рис. 551,552).

clip_image004

Основное. Поясница — ось движения каждой части всего тела. «Постоянно держать внимание на пояснице», «поясница не двигается — руки не выбрасывают», «внутри неподвижно — снаружи не выпустить». В процессе движений в первой позиции даньтянь делает один оборот, когда поднимаются запястья, следует вдох, даньтянь переворачивается назад; когда обе руки делают пэн, следует выдох, даньтянь переворачивается вперед и погружается. В момент оборота даньтянь ци проходит по позвоночнику, потом идет в четыре конечности (руки и ноги — P.P.). Вместе с этим нужно, чтобы все движения шли с усилием спирального скручивания (чаньсыцзинь) и по дуговым траекториям — везде спираль. Когда обе руки поднимаются вверх, поясница осаживается, все происходит одновременно и цельно. На начальном этапе обучения не нужно делать фацзинь, движения медленные, три объекта — сознание, энергия, сила четко координируются. Следует обращать внимание на то, чтобы внутренняя ци постепенно и медленно доходила до четырех конечностей. После первого месяца практики желательно делать фацзинь, однако непременным условием здесь является раскрепощение всего тела, раскрепощенное живое упругое встряхивающее спиральное усилие. Нужно избегать грубой и прямой силы.

Вторая позиция. Грудь немного разворачивается сначала направо, потом налево, центр тяжести смещается сначала влево, потом вправо. Левая ладонь скручивается в фазе пи и толкает вперед влево, после выброса силы скручивается в фазе шунь, осаживается в запястье, усилие (цзинь) проходит в пальцы, мизинец ведет и сгибается внутрь, большой палец стягивается с мизинцем и сгибается внутрь, остальные три пальца также сгибаются, используется усилие пальцев. Вдох, снова выдох, все тело раскрепощается, сознание, энергия и сила проходят в пальцы — захват; в самом конце кисть сжимается в кулак, идет по дуге вниз, чуть касается левой стороны живота. Одновременно правая ладонь осаживается в запястье и скручивается в фазе пи, поднимается но дуге вверх, проходит над левым предплечьем и толкает вперед, выдох, ладонь под углом, пальцы направлены влево вверх, центр ладони вперед. Место выпуска силы — основание ладони. Рука вытягивается на 70-80%, но не выпрямляется (рис. 553, 554).

Основное. В момент подтягивания левой и вытягивания правой ладони нужно скоординировать погружение ци в даньтянь и внутреннее вращение даньтянь, а также обратить внимание на сгибание-складывание груди и поясницы. Между тем когда грудь поворачивается немного вправо, потом влево, область даньтянь выполняет спиральное «со»-образное движение, изначальная ци делает один подъем и одно погружение, во всем теле одно раскрытие одно сжатие, центр тяжести слева, потом справа,

clip_image006

выдох шумный, усилие (цзинь) должно быть симметричным. Сначала внимание на сжатие левой ладони (после длительной практики в момент сжатия — выброс), потом на толчок правой ладони. Раскрытие и сжатие ладоней управляются поясницей. Нельзя применять грубую и прямую силу.

Третья позиция. После того как левая кисть сжимается и подтягивается к животу слева, а правая ладонь толкает вперед, грудь поворачивается немного вправо, потом немного влево, грудь втягивается, поясница осаживается, ци погружается в даньтянь, пальцы ног «хватают» землю, центр тяжести смешается справа налево. Одновременно правая кисть сначала осаживается в запястье и вращается, скручивается в фазе шунь, пальцы сжимаются и собираются в кулак, на последней стадии сжатия кулак подтягивается к правой стороне живота. Одновременно левый кулак осаживается в запястье и постепенно разжимается, скручивается в фазе пи и проходит над правым предплечьем по дуге вверх, толкает вперед (рис. 555, 556).

Четвертая позиция. Выполняется так же, как и вторая позиция. В конце возврат в исходное положение (рис. 557). Одно сжатие и один толчок — это один подход.

clip_image008

В каждом подходе нужно делать одно сгибание-складывание груди и поясницы (похоже па позы «тройное изменение ладоней» из первой и «автоматическая пушка» из второй формы тайцзицюань стиля Чэнь), делать так, чтобы если усилие (цзинь) прерывается, то сознание (и) не прерывалось, если сознание прерывается, то дух не рассеивается. Постоянно нужно координировать погружение ци в даньтянь и внутреннее вращение даньтянь, даньтянь является ядром движений, усилие (цзинь) даньтянь управляет всем телом, даньтянь ведает изменениями в груди и пояснице, усилие раскрепощенное, живое, упругое и встряхивающее проходит через все сочленения тела как движения змеи или дракона, все тело — одна семья. Тренироваться нужно каждое утро, начать с 36 подходов, прибавлять каждый день и довести до 100, постепенно увеличивая скорость движений, повторять сжатия и удары, следует сгущать дух и не рассеивать внимание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here