Ди ер иринъгап дао дуй

Эта поза состоит из двух частей. Боевое применение движений второй части (движения 2-5) те же, что и в первом «цзиньган дао дуй». Первая часть имеет свои особенности. Эти два движения содержат одно тянущее и одно с выбросом силы. Однако в них выражены три основополагающих признака боевого применения тайцзицюань: во-первых, это «хотим направо — сначала налево, хотим налево — сначала направо», т. е. принцип «одержать победу хитростью» (буквально «зашуметь на востоке — ударить на западе»); вторая особенность заключается в одновременном использовании двух техник — затягивании и выбросе силы; в затягивании есть фацзинь, в фацзинь содержится затягивание; третий является воплощением техники, в которой перед выбросом силы обязательно нужно сделать движение по дуге вниз с обрушиванием вниз и закатыванием наружу. Эти техники необычайно важны, читатель имеет возможность применить его в туйшоу или свободном поединке.

 

Движение 1. Противник слева от вас и бьет правым кулаком. Вы реагируете по ходу его силы техникой люй вверх вправо наружу (содержит затягивание, а также выброс силы). Если противник потерял инициативу и хочет отойти назад, вы сначала быстро опускаетесь по дуге вниз, усилие паха, поясницы и кистей идут но одной нижней дуге с усилием погружения; потом, с выбросом силы, толкаете вперед влево (пэн, ле). Если противник выше вас ростом, вы делаете люй по дуге вверх над головой, мотом бьете правым локтем ему по ребрам. Если противник не выше вас, то люй не обязательно делать над головой. Некоторые люди, подшучивая над моим учителем Чэнь Чжаокуем, говорили, когда он поднимает руки над головой таким образом, как будто играет в баскетбол, поскольку не понимает боевого применения. На что он отвечал: «Кто мало видел, многому удивляется» (рис. 45-48).

 

Тренировка этого движения в даньши имеет большое значение. Здесь тренируется усилие сгибания-складывания: «хотим вправо— сначала влево, хотим влево — сначала вправо»; тренируется сочетание нейтрализации и удара, аккумуляции и выброса силы. Вместе с этим сочетанием сюйцзинъ (сила накапливания) и фацзинь (выброс силы) вы увеличиваете свою взрывную мощь. Можно выполнять прыжки вперед и назад, чжэнь-цзяо, тренируя возвратно-поступательную силу. Обратите внимание на усилие спирального скручивания (чаньсыцзинь) со сменой фаз шунь и пи.

Движения 3-5. Применения этих движений аналогичны применениям в первом «цзиньган дао дуй» (рис. 49, 50).

clip_image002

7. БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ

Бай хэ ля чи

Четыре первых движения те же, что и в позе 3 «лань чжа и». Движения 5 и 6 отличаются. В «лань чжа и» применяется горизонтальное усилие раскалывания (ле), в этой позе — диагональное. В самом конце также применяется усилие обрушивания вниз с закатыванием наружу.

Движения 1-4. Применения этих движений в основном такие же, как и в 4-х движениях позы «лениво подоткнуть одежду».

 

Движение 5. Предположим, что противник захватывает ваш правый локоть и предплечье, хочет с применением аньцзинь столкнуть и опрокинуть. Вы используете момент, поворачиваетесь влево, правая рука тянет вперед; одновременно с этим шагаете вперед правой йогой между ног противника или ставите ее снаружи его левой ноги; одновременно левая рука двигается вверх и кладется на локтевой сгиб правой руки — используйте удар правым плечом (као) противнику в грудь или солнечное сплетение. Этот

clip_image004

прием называется «выбить плечом дверь». Если противник отступает назад, сразу можно ударить правым локтем или ладонью ему в солнечное сплетение. Движение правой кисти вверх имеет несколько применений: во-первых, это может быть защита от удара противника вам в лицо; во- вторых, это может быть одновременное движение рук: правая бьет, левая тянет; в-третьих, правая рука может производить одновременную атаку плечом, локтем и кистью, увеличивая ударную силу. Опускание и скручивание в фазе ни левой руки имеет следующее значение: во-первых, когда она накладывается на правый локтевой сгиб, это может быть защита снизу во время атаки вверх правым локтем; во-вторых, это симметричное движение относительно правой кисти; в-третьих, она захватывает и контролирует левую кисть противника. Правая кисть втыкается в подмышку противника и применяет усилие раскалывания (ле). Движение левой стопы усиливает силу као правой стороны таза (рис. 51).

clip_image006

8. ИДТИ ПО КОСОЙ

Се син

Тренировка этой позы для боевого применения очень важна. Ее большое значение заключается в методе закручивания в движениях 1, 2 и методе срыва (цай) вниз с ударом вверх и ломаным шагом в движениях 4, 5. В других направлениях тайцзицюань сохранилась только вторая часть этой позы с ломаным шагом («лоу си аобу» — «ломаный шаг, обхватить колено») и пренебрегали первой, что очень жаль.

 

Движения 1, 2. Здесь используется метод закручивания, в котором осуществляются принципы: «левое и правое взаимно используются», «раскрытие и сжатие взаимно сочетаются», «хотим влево — сначала вправо», «хотим ни — сначала шунь», «хотим шунь — сначала ни» В других направлениях ушу также имеются схожие методы. Так, в синъицюань этот метод называется «кошка моет морду», в танланцюань (стиль богомола) — это «рука богомола». Используются ладони для ударов по лицу противника. Здесь осуществляется принцип: «хотим бить право — сначала влево». Сначала правая кисть ударяет противника по левой щеке, противник сразу защищается, тогда левая кисть быстро бьет его по правой щеке, противник не может защититься. Здесь применим и метод бросков. Если нужно свалить противника направо, то сначала

clip_image008

он сворачивается влево, затем снова вправо и производится бросок. Это чрезвычайно экономите! ты, поскольку вы используете силу его противодействия. Это движение нужно постоянно тренировать в практике даньши. В практике боевого применения нужно тренировать как ударных! метод, так и бросковый. Когда правая рука поднимается влево и бьет влево вверх, левая рука опускается вниз, корпус поворачивается влево. Когда левая рука поднимается и бьет вправо вверх, правая опускается вниз, корпус поворачивается вправо. Нужно помнить, что все движения идут со сменой фаз шунь и ни со спиральным усилием: то вверх, то вниз; то влево, то вправо; то закручиваются вверх, то переворачиваются вниз. Противник теряет от этого ориентацию. В процессе использования метода закручивания нужно обратить внимание на то, что сила кистей, локтей, предплечий и плеч сменяла одна другую, т. е. шла «троекратным усилием». Если противник захватил вас за локтевые сгибы, вы можете также зажать ими кисти противника и ударить с закручиванием (рис. 52-56).

 

Движение 3. Это метод, при котором следуют движению правой руки противника; сверху выполняется люй и давящий удар стопой снизу (постановка ноги внутрь или снаружи его правой ноги) (рис. 57).

 

Движение 4. Предположим, что противник подвергся закручиванию или вы контролируете его правую руку, а ваша левая нога уже шагнула снаружи его правой ноги; закройте коленом его ногу внутрь, левая кисть и локоть опускаются вниз влево (верх и низ действуют вместе), левая рука переворачивается наружу. Это — метод броска с использованием поворота левой кисти наружу и запирания левого колена внутрь, при этом противник опрокидывается влево или отскакивает. Если дистанция вплотную с его корпусом — делайте удар левым плечом. Если противник хочет этого избежать поворотом вправо, вы можете ударить его правым локтем или кистью по ребрам или в грудь. Если дистанция несколько больше, можно толкнуть правой ладонью вперед. От совместного усилия левой кисти, левого колена и правой руки противник опрокинется. Если же противник поднимает правую йогу, меняет стойку и хочет провести контрприем, сделайте шаг вперед, атакуйте правой ладонью ему в грудь, лицо или по ребрам, вынуждая упасть (рис. 58-61).

Движение 5. Предположим, что противник поворачивается вправо и оседает вниз, левой ногой шагает в левую сторону и переносит на нее вес тела, собирается использовать этот момент и нанести удар левым локтем вам по правой стороне туловища. По ходу движения вы поворачиваетесь вправо, одновременно раскрываете правую руку наружу вправо, нанося удар ему по правой стороне головы (усилие ле). Если противник пропускает вашу силу и уходит, ударьте горизонтальным ударом по его голове или корпусу

clip_image010

 

clip_image012

 

справа тыльной стороной левой ладони. В этом движении можно также использовать контроль левой руки противника, а правой рукой ударить, травмируя тем самым локтевой сустав (рис. 62).

Движение Б. Оно является завершающим в этой позе. Ци погружается в даньтянь. Плечи и куа, локти и колени, кисти и стопы, верх и низ, правое и левое, левый верх и правый низ, правый верх и левый низ взаимно соотносятся, внутреннее и внешнее действуют совместно — это и есть усилие «срединного постоянства». Вместе с этим правая ладонь делает усилие обрушивания вниз и закатывания наружу (ся та вай нянь). Это положение похоже на завершающее движение в «одиночном хлысте» (дань бянь). Некоторые называют эту позу «правый дань бянь».

Эту позу отрабатывают в тренировке даньши. Можно тренировать отдельно первую часть с усилием закручивания, а также движение 4 в виде обхватывающего движения левой руки с одновременным ударом правой ладонью или в виде обхватывающего движения левой рукой с одновременным ударом правым локтем.

 

clip_image014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here