Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Тайцзицюань Чэнь » ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕШоу Ши

Комментарий к движениям

Тело постепенно поднимается, колени немного согнуты, кисти расслабляются, скручиваются (ни) и вращаются внутрь, из положения перед животом разделяются в стороны и свободно опускаются вниз, центры ладоней направлены к бедрам. При этом ци погружается в даньтянь. Принимается исходное положение (рис. 618, 619).

Требования: Окончание должно выглядеть как естественный вдох и выдох. Ци распространяется по всему телу. Пот идет между лопаток, но нет одышки. Все тело испытывает удобство. Здоровье обильно, настроение повышено. Если дыхание затруднено и появляется одышка, есть неудобство, значит, дыхание и движения были неестественными.

Первый комплекс начинается лицом к югу, заканчивается лицом к северу.

Эзотерический практика семьи ЧЭНЬ. внутренняя работа в тайцзицюань

Метод внутреннего вращения даньтянь

Ма Хун

В декабре 1986 года на устраиваемой в Чэнду Всекитайской конференции по исследованию искусства тайцзицюань один человек передал записку с вопросом: «В Японии на одной из тренировок но китайскому тайцзицюань был поднят вопрос “Почему при занятиях тайцзицюань возможно омоложение кожи?”»

Это очень хорошая тема. Она очень точно затрагивает суть тайцзицюань, практикуемого в нашей стране. Тайцзицюань, в особенности тайцзицюань семьи Чэнь, с его характерными чертами, такими как взаимное присутствие легкости и погруженности, взаимная поддержка жесткости и мягкости, взаимное содержание раскрытия и сжатия, движения но спирали, раскрепощенная живость и упругое встряхивание, ритмичная смена быстрого и медленного, одновременная тренировка внутреннего и внешнего, сплавляет в одной печи боевое искусство и вскармливание жизни, делая так, чтобы человек, посвятивший себя на долгие годы этим движениям, мог не только научиться самообороне или укрепить здоровье, но мог также укрепить мозг, омолодить кожу и приобрести красоту здорового тела. Поэтому люди говорят, что тайцзицюань — это жемчужина в сокровищнице боевых искусств нашей родины, которая сияет особым светом.

Каким образом, занимаясь тайцзицюань, можно укрепить мозг, омолодить кожу и приобрести здоровый внешний вид? Кроме присущих ему характерных черт движений, о которых мы только что говорили, есть еще искусство внутренней работы (пэйгун) — метод внутреннего вращения даньтянь, который является чрезвычайно важной составляющей этого боевого искусства. Вопрос относительно «внутреннего вращения даньтянь» поднимался в книге Гу Люсиня и Шэиь Цзячжэия «Тайцзицюань стиля Чэнь» и в книге Гу Люсиня «Исследования тайцзицюань»: «Погружение ци в даньтянь и внутреннее вращение даньтянь взаимно сочетаются». Однако в этих работах недостаточно подробно излагается то, каким образом этот метод воплощается в практику боевого искусства, в чем основа его движущей силы. Автор данной статьи с 1972 по 1980-е годы изучал тайцзицюань семьи Чэнь у учителя Чэнь Чжаокуя (сына известнейшего мастера тайцзицюань Чэнь Факэ, представителя 18-го поколения семьи Чэнь), полностью получил и испытал на себе, вникая в суть внутренней работы, которой обучал его учитель Чэнь. Ниже мы кратко изложим основные положения тайной традиции семьи Чэнь, касающиеся метода внутреннего вращения даньтянь.

  1. Метод внутреннего вращения даньтянь как основа тайцзицюань семьи Чэнь

Внутреннее вращение даньтянь с точки зрения ушу представляет собой внутреннюю работу тайцзи, направленную на развитие мощи выброса силы в форме живой упругости, раскрепощенности и встряхивания в теле человека; с точки зрения «питания жизни» (яншэн) и укрепления здоровья, внутреннее вращение даньтянь используется в важнейших методах тренировки яншэн — «плавление семени (цзин) и преобразование ци», «возвращение семени и очищение мозга».

С древности до наших времен люди не прекращали исследовать методы укрепления здоровья и долголетия. Итак, какой самый первостепенный из главных принципов питания жизни? Это «плавление семени». Если нет искусства «плавления семени», то нельзя говорить пи о «преобразовании ци», ни о «преобразовании духа (шэнь)» и «возвращении семени и очищении мозга». Соответственно, «плавление семени» неразрывно связано с проведением истинной ци (истинной субстанции). Плавление семени и преобразование ци являются взаимно обусловленными процессами. Однако плавление семени все же является основной работой во взращивании жизненности. В эпоху Лян (VI век) известный врач Тао

Хуицзин писал: «На пути питания жизни семя является драгоценностью». В «Нефритовом скипетре жизни» плавление семени называется «главной заставой», там говорится: «Плавление семени первой заставы это тренировка и в движении и в покое». Такую «плавку» часто разъясняют только как тренировку ци, вскармливание ци, движение ци. И очень мало говорят о методе плавления семени. Нет семени, каким образом ци появится? Коснемся понятия «цзин» (семя, сущность, квинтэссенция). Много говорится о таких методах управления жизненностью  как «сохранение семени», «сбережение семени», «воздержание от желаний», «умеренность желаний», «запрет на желания». При этом разъясняется понятие «сбережение потока», не разъясняется или разъясняется очень мало понятие «изыскание источника». Нельзя говорить, однако, что это не заслуживающий внимания вопрос.

Что имеется в виду под «цзин»?  Здесь мы имеем в виду, что цзин — это кровь как питательная среда для человеческого тела и выделения желез, особенно желез внутренней секреции, а именно гормоны. Эти гормоны выделяются в периферические капиллярные сосуды, вместе с циркуляцией крови распространяются по всему телу, регулируют рост, развитие, обмен веществ и структурируют работу органов. Принцип «плавления семени и преобразования ци» делает возможными превращения истинной ци, свободную циркуляцию по каналам и меридианам всего тела, насыщение всего тела, поддерживает и укрепляет жизненную силу. Избыток или дефицит подобных гормонов может привести к болезням. Местом рождения такого жизненно необходимого элемента является дапьтянь, а именно низ живота.

Даньтянь всегда являлся местом, которому уделялось очень большое значение практикующими «питание жизни» (яншэн). Даосы, практиковавшие яншэн, считали, что даньтянь является «корнем» тренировки, «монтажом печи, устройством треножника» — местом для плавления «золотой пилюли». В «Хуантин цзин» («Канон Желтых покоев») два иероглифа «хуан тип» («желтые покой») указывают на это место. Считается, что это место «накопления семени и собирания ци». В «Тайси цзип» («Канон Зародышевого дыхания») говорится, что местом зародыша тоже является даньтянь, считается, что эго место является источником жизни человеческого тела (в биомеханике считается, что здесь расположен центр человеческого тела, здесь же находится и центр тяжести). Раньше люди говорили: «Внутренняя тренировка захвата  даньтянь, хэн — ха  двух ци — неисчерпаемое искусство». Практикующие тайцзицюань называют даньтянь «тайцзи дянь» (точка тайцзи), связывая даньтянь с центром осп движений и тайцзицюань. Поэтому даньтянь еще называют «ядром тайцзи». Создатель тайцзицюань Чэнь Вантин в оставленных после себя стихах писал: «Беру с собой свиток «Желтых покоев», в тоске создаю кулачный бой, в страду обрабатываю поля, …» («Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь»), отсюда известно, что создание движений тайцзицюань в то время тесно связывалось с «Каноном Желтых покоев». Из этого «Канона…» взято очень важное место про «плавление пилюли», а также использовано высказывание: «Погружение ци в даньтянь и внутреннее вращение даньтянь взаимно сочетаются», что является методом внутренней работы в тайцзицюань. В результате тайцзицюань стал таким видом кулачного искусства, в котором в равной мере присутствуют и внутренние и внешние методы тренировки.

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы