Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Тайцзицюань Чэнь » ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Ч.3

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Ч.3

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Ч.3(3)          Втягивание ануса, раскрепощение области тазобедренных суставов, погружение и подъем ягодичных мышц — это конкретные виды движений таза, а поясничный позвонок — это главная ось движений таза. Внутреннее вращение даньтянь в тайцзицюань семьи Чэнь представляет собой тренировочную модель, которая связывает три типа движении — движения дыхания, движения живота, движения тазовых костей. В «Цюань лунь» подчеркивается, что «пах идет по нижней дуге», «втягивается анус, раскрепощаются куа», «на вдохе живот втягивается, на выдохе живот выпячивается», «левая ягодица опускается — правая поднимается, правая ягодица опускается — левая поднимается». Суть этих действий — усиление движений таза. Кости таза человека и мышцы таза похожи па защитный сосуд, они со всех сторон предохраняют очень важные внутренние органы низа живота, руки и ноги могут защитить его спереди. Когда практикуется тайцзицюань, всегда втягивается анус, раскрепощаются куа, ягодичные мышцы справа и слева поднимаются и опускаются, точка хуэйипъ (между половыми органами и анусом — P.P.) втягивается и расслабляется, крестцовая кость вращается по сферической спирали вверх и вниз, то есть движется по диагоналям, по «~» — образной траектории. Такое вращение крестцовой кости стимулирует точку хуэйинь, повышает подвижность нижней части тела, вследствие чего достигается тесная связь коры головного мозга и внутренних органов (в цигун это называется связью сердца и почек), регулируется функция желез внутренней секреции. Данная практика также позволяет поддерживать высокую эластичность мышц живота, поясницы, мышц газа и сфинктера, поднимающих мышц, вертикальных мышц органов в нижней части тела, что играет положительную роль в усилении функциональности и увеличении производства гормонов, помогает в получении эффекта «плавления семени и преобразования ци, возвращения семени и укрепления мозга».

(4)          Взаимосвязь внешнего и внутреннего дыхания, дыхания и движения. Скрытый смысл внутреннего вращения даньтянь предполагает определенный метод дыхания даньтянь, который гармонирует и координируется с дыханием легких и дыханием тела, в связи с чем и называется внутренним дыханием. Здесь имеется в виду взаимосвязь дыхания и движения. Взаимное соответствие дыхания даньтянь для наполненности внутренним ци ядра (даньтянь) и движений в таолу является основополагающим. Оно формируется в теле особым «методом дыхания раскрытия-сжатия оборота небес (чжоу тянъ)». При этом метод дыхания в тайцзицюань семьи Чэнь предполагает особое внимание к выдоху. Такому тренировочному методу обращения внимания на выдох придается большое значение в очень многих направлениях ушу, он полезен в очищении легких от мутной ци, поскольку при вдохе набирается свежая ци. Он также полезен при направлении вниз истинной ци. Основываясь на исследованиях современных ученых, можно утверждать, что частое обращение внимания на выдох помогает расслаблению мышц тела. Это очень хорошо влияет на нервную систему. Концентрируясь на внутреннем вращении даньтянь, обращая внимание на выдох, возможно сделать так, чтобы истинная ци свободно двигалась вниз по меридиану жэньмай ци скапливалась в даньтянь. (Подробнее о взаимном сочетании внутреннего и внешнего дыхания, дыхания и движения смотрите в другой статье автора «Рассуждения о раскрытии-сжатии оборота небес».)

(5)          Взаимное сочетание работы в движении, работы в покое и вспомогательной работы. Тайцзицюань семьи Чэнь — это такой вид рукопашного боя, в котором сочетаются работа в движении и работа в покое. Такая одновременная тренировка движения и покоя содержит два очень важных момента: во-первых, в процессе выполнения формы достигается взаимное сочетание движения (тело) и покоя (мозг); во-вторых, кроме формы нужно отдельно практиковать работу в покое. Каким образом во время выполнения формы достигается спокойствие головного мозга? Здесь имеется глубокое основание. Так как в двух таолу имеется 155 поз, т.е. более 700 движений, то мозг не должен «отключаться» ни на мгновение для того, чтобы сосредотачиваться во время выполнения и придерживаться установленных требований пронизанности всех сочленений, немалом обороте небес» используются дна «чудесных» меридиана — задисесрединный думай и переднесерединный жэньмай. — P.P.

прерывности, взаимной поддержки мягкого и жесткого, взаимного сочетания быстрого и медленного. Каждый раз головной мозг должен сосредотачиваться на контроле за движениями, в результате чего достигается спокойствие мозга, столь труднодостижимое в обычной жизни. Конечности и туловище же только реализуют относительно трудные движения. Принцип «одна мысль заменяет десять тысяч дум», делает гак, чтобы «штаб» человеческого тела мог успешно приводить в порядок движения тела и конечностей, чтобы негативное возбуждение подавлялось и появлялись положительные эмоции. Очень точно выразил такое состояние теоретик искусства Винкельман: «Образ бездонной глубины океана пребывающей в тиши, невзирая на свирепый шторм на его поверхности». Характер движений в тайцзицюань семьи Чэнь по сравнению с другими более простыми видами физических упражнений в этом отношении наиболее эффективен. Например, во время бега или занятий простой физкультурой в процессе движений мозг часто может «убегать».

Что касается вспомогательных упражнений, то можно исходить из разной мотивации у людей (одним хочется повысить г у пфу боевого применения, другие занимаются для укрепления здоровья). Это может быть, например, скручивание короткой палки тайцзи, встряхивание длинного шеста тайцзи, практика «стояния столбом». Все упражнения нужно сочетать с внутренним вращением даньтянь. Кроме того, практикующим нужно обратить пристальное внимание на воспитание нравственности (гунфу самовоспитания). Таким образом, придерживаясь этих рекомендаций длительное время, можно достичь полноценной тренировки вашего тела и духа.

(Эта статья является частью выступления автора на Всекитайской конференции по исследованию тайцзицюань в Чэнду 23 декабря 1986 года. Позже она была опубликована в 7 номере журнала «Улинь» за 1987 год.)

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы