Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Каратэ » УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

 

Канонизированные в традиционных школах комплексы, условно имитирующие бой с несколькими противниками, называются «ката», или «формы». В ката закодированы не только боевые приёмы, но и фундаментальные принципы использования базовой техники и даже отдельных элементов в постоянно меняющихся условиях боя. Ката выражают сущность Будо каратэ и составляют богатейшее наследие традиции, оставаясь неиссякаемым источником знаний. Чтобы проникнуть в сокровищницу ката, необходимо понимать традиционную концепцию этих форм и знать основные коды. Их может сообщить только мастер, являющийся носителем традиции. Однако для постижения глубины ката и, соответственно, сущности Будо-каратэ необходим личный опыт в изучении воинских искусств и в практике самозащиты.

Содержание традиционных форм много планово. Оно охватывает технический, психоэнергетический и духовный уровни. Постижение этого содержания в должном объёме может стать делом всей жизни. Изначально важно понимать, что в ката нашли концентрированное выражение универсальные принципы и формулы боевых действий. Они не сводятся к всегда ограниченному набору конкретных техник и их комбинаций. Правильное и осмысленное выполнение ката превращает данную практику в подлинную школу искусства Будо. Связное исполнение техники каратэ в сочетании с контролем дыхания, развитием периферийного зрения и интуитивной ориентацией в пространстве нацелено на единение тела, техники и духа, отличающее мастеров высокою класса.

 

В совокупности ката традиционной школы определяют её генезис и стилевое лицо. Между собой отдельные формы различаются по характеру, содержанию и степени сложности. Простейшие ката образуют фундамент обучения. Недаром ката Тайкёку (синоним китайского Тайцзи, означающего «Великий предел», или «Первопричину») используется по многих традиционных школах.

Название «Тайкёку» содержит также идею «широкою обзора», которая раскрывается в процессе освоения на базе Тайкёку практически безграничного числа вариантов данной формы.

Тайкёку соно ити в Кёкусин IFК входит в программу 10-го кю. Изучение ката осуществляется с помощью разнообразных методов и приемов, которые рассчитаны не только на овладение внешней формой, но и на приобретение реальных навыков, необходимых дня самозащиты. Однако этот процесс длителен, он должен направляться наставником, являющимся носителем традиции. Перед начинающими же ставятся вполне определенные и посильные задачи.

 

Ката. Тайкёку соно ити

Приступая к изучению Тайкёку 1, необходимо иметь lостаточно прочные навыки правильного выполнения используемой в каnа базовой техники в перемещениях в дзэнкуцу-дати. Важно хорошо владеть тех пикой короткого попорота па 180% который служит ключом для освоения других поворотов, встречающихся в ката. Эти повороты (на 90% длинные на 180“ и 270°) относительно легко осваиваются по ходу изучения Тай кёку.

 

Ката имеет очень простую симметричную схему перемещений в одной стойке. На поворотах используется только сэйкэн маэ гэдан-барий, во всех наступательных перемещениях — только сэйкэн тюдан ой-цуки. Все требования к качеству техники сохраняются. Однако овладение целым комплексом приёмов в пространственном перемещении является новой и специфичной именно для каш учебной задачей. Поскольку Тайкёку 1 имеет ключевое значение для последующею изучения других ката, эта уникальная по простоте и смысловой ёмкости форма достойна летального иллюстрированного описания.

 

После команды инструктора «Тайкёку соно ити!» все ученики (стоящие в фудо-дати) повторяют название ката. По команде «Ёй!» выполняется выход в ёй дати. Ката может выполняться па счёт или без счёта (обычно с возгласом «Осу!» на каждую технику). В последующем иллюстрированном описании воспроизведён японский счёт от 1 до 10, повторенный дважды. Техники, выполняемые быстро па I счёт (I техника на повороте и наступательном перемещении за I секунду), разделены на основные фазы.

 

ката

ката 2

ката 3

ката 4

 

«Ити!» I. Короткий попорот на 90" влево в левую стойку с левым нижним блоком, (ф. 143—145) «Ни!» 2. Шаг вперёд в правую стойку с уда ром правой рукой (ф 146—147).

«Сан!»3. Длинный поворот па 180′ через правое плечо в правую стойку с нижним блоком с проводкой правой ноги по кратчайшей прямой (диагональ) мимо левой ноги в момент переноса на неё центра тяжести (ф. 148 -150).

 

«Си!» 4. Шаг вперёд в левую стойку с ударом левой рукой (ф. 151-152).

«Го!» 5. Короткий попорот на 90" влево в левую стойку с левым нижним блоком (ф. 153—155).

«Року!» 6. Шаг вперёд в правую стойку с ударом правой рукой (ф. 156-157).

«Сити!» 7. Шаг вперёд в левую стойку е ударом левой рукой (ф. 158-159).

«Хати!» 8. Шаг вперёд в правую стойку с ударом правой рукой. Киай (ф. 160—161).

«Ку!» 9. Длинный поворот на 270“ через левое плечо D левую стойку с нижним блоком — с проведением левой ноги по кратчайшей прямой мимо опорной (в промежуточной фазе) правой ноги (ф. 162—164).

 

«Дзю!» 10. Шаг вперёд в правую стойку с ударом правой рукой (ф. 165 166).

«Ити!» 11. Длинный попорот на ISO1 через правое плечо п правую стойку с нижним блоком как в п. 3 (ф. 167—169).

 

«Ни!» 12. Шаг вперед в левую стойку с ударом левой рукой (ф. 170—171).

«Сан!» 13. Короткий поворот па 90“ влево в левую стойку с нижним блоком (ф. 172—174).

«Си!» 14. Шаг вперёд в правую стойку с ударом правой рукой (ф. 175—176).

До!» 15. Шаг вперёд в левую стойку е ударом левой рукой (ф. 177-178).

«Року!» 16. Шаг вперёд в правую стойку с ударом правой рукой. Киай (ф. 179—180).

«Сити!» 17. Длинный попорот на 270“ через левое плечо п левую стойку с нижним блоком (ф. 181-183).

 

«Хати!» 18. Шаг вперёд в правую стойку с ударом правой рукой (ф. 184 185).

«Ку!» 19. Длинный поворот на 180′ через правое плечо в правую стойку с нижним блоком (ф. 186-188).

«Дзю!» 20. Шаг вперёл в левую стойку с ударом левой рукой (ф. 189-190).

 

clip_image010clip_image012

ката 5

 

По команде «Няорэ!» на 2 мысленных счёта выполняется возврат в исходную фудо-дати со стандартным прикрытием и восстановлением изначальной ориентации (ф. 191-194). Если пропорции стоек и перемещений выдержаны, то возврат в фудо-дати происходит практически в исходную точку (смещение назад по центральной оси равно примерно ширине плеч). Это дополнительная примета, позволяющая контролировать правильное исполнение ката.

 

Без счёта ката выполняются со скоростью одна техника в секунду с возгласами «Осу!» или в официальном варианте — в тишине с двумя Киай в положенных местах.

 

Кихон-ката на 10-й кю

Специфическим методическим нововведением, которое в Кскусин IFK сделал ханси Стив Арнейл. стали комплексы на 10 1 й кю, а также 1—2-й даны. В них воспроизводятся соответствующие техники в том порядке, в котором они записаны в программе. Все элементы кихопа здесь, в сущности, объединены в ката. При выполнении кихон-ката на месте используется исходная правая сантим дати. В программе 10-то кю — фудо дати.

 

Кихон-ката на 10 й кю начинается после перехода из фудо дати в ёй-дати. Данная форма вначале выполняется на счёт, затем без счёта (на «Осу!»). В стандартом варианте кихон ката всегда начинается е правой руки. Далее руки, а зачем ноги постоянно чередуются. Нормальная скорость одна техника в секунду, хотя в учебно-тренировочных целях используются также градации ускоренного темпа.

 

В последующих иллюстрациях даны основные фазы движений, начиная с исходной фудо-дати и перехода в ёй дати и кончая возвратом в фудо-дати. В описании воспроизведены основные команды и счёт.

 

Но команде «Кихон-ката на 10-й кю. ёй» выполняется переход из фудо лати в ёй-дати (ф. 195-196).

«Ити!» 1. Дзёдаи моротэ-цуки (ф. 197—198).

«Пи!» 2. Тюлан моротэ-цуки (ф 199-200).

«Сан!» 3. Гэдан моротэ-цуки (ф. 201—202).

«Си!» 4. Правый дзёдан-цуки (ф. 203- 204).

«Го!» 5. Левый тюдан-цуки (ф. 205).

«Року!» 6. Правый гэдан иуки (ф. 206).

«Сити!» 7. Левый дзёдан-укэ (ф. 207—208).

«Хати!» 8. Правый гзлан-барай (ф. 209—210).

«Ку!» 9. Левый хил за занмэн-гэри (ф. 211-212).

«Дзю!» 10. Правый кин-гэри (ф. 213 215).

 

Без счёта кихон-ката выполняется после команды «Могорэй. хадзимэ!» с возгласами «Осу!» со скоростью одна техника в секунду.

 

Данная форма может быть выполнена в правостороннем и левостороннем вариантах, т.е. с использованием в первом случае только правой руки и ноги, а во втором левой руки и ноги, а также п форме «двоек»; моротэ-цуки выполняются на одном уровне дважды и быстро. Одиночные удары, блоки и удары ногами объединяются в пары. когда быстро чередуются правая и левая конечности. В итоге кихон-ката можно выполнять па месте в 4 вариантах: правыми конечностями, левыми, в режиме «двоек» и чередуя правые и левые конечности на очередных техниках.

 

Схема кихон-ката служит основой для выполнения циклов нормативной техники в перемещениях. в данном случае в дзэнкуцу-дати после стандартного выхода в стойку с нижним блоком. Навыки, приобретённые при освоении программы 10-го кю. позволяют использовать две схемы перемещения. Схема, где комбинируются I шаг вперед + 1 шаг назад, даёт возможность каждую технику выполнить два раза. Схема, где комбинируются 3 шага вперёд с попоротом на 180“ и 3 шага назад с поворотом на 180 позволяет значительно увеличит число перемещений и повторений техники. В обоих случаях можно выполнять задания на счёт и без счёта в заданном темпе и ритме.

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы