Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Каратэ » СТОЙКИ. СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

СТОЙКИ. СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

 

 

В программе 9-го кю к группе стоек ожидания на прямых ногах добавляется мусуби-дати, в которой пятки сомкнуты, а носки раз­ведены и стороны примерно пол углом 45е. Руки могут быть в различных позициях. Данная стойка встречается в ката как переходная, из неё удобно выполнять удары ногами. Однако в Кёкусинкай мусуби дати в основном используется шв медитативных процедурах.

Медитацией в мусуби-дати начинаются и заканчиваются все усложнённые и высшие ката, что образует своего рола общую «рамку» для развертывания основного текста различных форм.

 

стойка

 

стойки 2стойки 3

 

clip_image008стойки 4

 

стойки 5

 

стойки 6

 

стойки 7

 

стойка 8

 

стойки 9

 

стойки 10

 

Медитация в мусуби дати может быть, и самостоятельной практикой в додзё. Во всех случаях это медитация с закрытыми глазами. Поэтому для перехода в стоику она не называется, а просто дается команда «Мокусо!»

 

По этой команде ил фудо-дати медленно, т.е. па 4 мысленных счета, производится стандартный переход в мусуби-дати. Данная последовательность действий может быть представлена:

 

1. Правая нога приставляется к левой (всегда), а руки из позиции фудо-дати раскрыва­ются так, что большие пальцы оказываются отведёнными в стороны (ф. 1—2).

2. Руки медленно движутся друг к другу (ф. 3-4).

3. В момент смыкания раскрытых рук в по­зицию «треугольника» четыре пальца левой руки (всегда) накладываются на четыре пальца правой (видны ногти только левой руки); вы­емки. образованные отведёнными большими пальцами, плотно совмещаются, а ладони плот но прижимаются друг к другу. В тот же момент закрываются глаза, «замыкается» стойка, и всё тело группируется (ф. 5).

В фиксированной стойке ноги плотно сомкнуты по всей внутренней поверхности, ягодицы сжаты, таидэн напряжён. Руки сомкнуты в том положении образуют эллипсовидный контур «яйца», что создаст прочную конструкцию для верхней части тела. В процессе медитации используется собственное скрытое дыхание Но-гарэ. Если медитация имеет самостоятельное значение, то для возвращении в исходную фудо-дати подаётся команда «Мокусо ямэ, наорэ!» Глаза обрываются и выполняется отшаг правой ногой с промежуточным стандартным прикрытием на 2 мысленных счёта (ф. 6 9).

 

Если с медитации в мусуби-дати начинается ката, то переход в стойку из фудо-дати выполняется по команде «Мокусо!» после объявления (и повторения учениками) названия формы. Медитация длится несколько секунд, после чего инструктор повторяет название ката. Это служит командой, чтобы открыть глаза. За ней сразу же следует команда «Ей!», по которой из мусуби-дати производится выход через промежуточную позицию ути хатидзи-дати в ёй-дати. Вначале при понижении центра тяжести и сгибании ног мыски стоп раздвигаются в стороны. а затем воспроиз­водится уже известная (по программе 10-го кю) последовательность позиций. Разница состоит лишь в том, что активная фаза перехода в позицию ёй-дати в ката вест да вы­полняется на 4 мысленных счёта с громким силовым дыханием Ибуки, когда выдох всегда производится с открытым ртом (ф. 10- 14). Техника дыхании Ибуки изучается в программе 7 го кю.

 

Ката выполняется после команды «Хадзи-мэ!*, после чего без команды па 4 мысленных счёта производится завершающий переход в мусуби-дати для медитации. Он отличается от начального, но тоже представляет собой слитное действие, условно разделяемое на фазы:

 

1. Принятие мусуби-дати совмещается со смыканием раскрытых рук с отведенными большими пальцами выше головы (ф. 15—16).

2. При опускании сомкнутых ладоней мимо лица глаза закрываются (ф. 17).

3 4. Руки опускаются и фиксируются в нижней «позиции силы» одновременно с «замыканием» стойки (ф. 18 19).

Kaтa всегда завершается отшагом правой нотой в исходную фудо-дати со стандартным прикрытием (па 2 мысленных счёта) после простой команды «Наорэ!» Возврату в фудо-дати, естественно, предшествует открывание глаз.

Описанные процедуры, служащие для «об­рамлении» ката, могут выполняйся как подготовительные упражнения, когда поначалу дыхание Ибуки можно заменять Ногарэ, сохраняя те же теми и ритмику.

 

Две боевые стойки на согнутых ногах в про­грамме 9-ю кю — ото саптин- и кокуцу-дахи.

 

Сангин-дати («три точки», «три битвы») равноопорная позиция, в которой стопы рас­положены на ширине плеч и повёрнуты друг к другу примерно под углом 45я. При этом передняя стопа (в отличие от ути хатндзи-дати) выдвинута вперёд на одну ступню так, что но­сок задней стопы и пятка передней оказыва­ются на одной линии. Руки традиционно вы­водятся в позицию двойною блока сэйкэн моротэ ути-укэ (ф. 20). Для проверки правильного расстояния между ступнями следует, не двигая мыски стоп, опустить колено задней ноги к пятке передней — они должны сопри коснуться.

Стойка сантин состоит из множества «треугольников силы» и вообще символизирует принцип триадичности. согласно которому традиционно упорядочиваются представле­нии о фундаментальных закономерностях Будо-каратэ. Старые мастера отождествляли каратэ с ката Сантин. Недаром эта форма, а также ещё Тэнсё. где гоже используется сантин-дати. служат «визитной карточкой» Кёку­синкай.

 

Сантин-дати, предназначенная для ближнего боя, помогает формировать сильное тело, правильное дыхание и устойчивую психику. Стойка идеально подходит для выполнения на месте ударов руками. Из неё выполняются вес кихон-ката на пояса d системе IKK. Стандартным принято считать выход из ёй-дати в пра­вую стойку с моротэ ути-укэ на 4 мысленных счёта с Киай на последнем счёте. Он начинает­ся по команде «Мити сангин-дати. ёй!» (медленный переход из фудо-дати в ёй-дати), а .за­вершается по команде «Камаэтэ!»

В иллюстрированном описании обозначены основные фазы перехода из ёй-дати в правый сантин-дати с моротэ ути-укэ:

 

I. Из позиции «ей» при опускании центра тяжести и сгибании ног правая стопа движется по дуге вперёд и в правую стойку. При этом бёдра сохраняют фронтальное положение. Одновременно с движением правой ноги прямые руки поднимаются и сближаются: в момент перехода в правую стойку предплечья скрещиваются впереди на уровне солнечного сплете­ния. причем в правой стойке правая рука рас­положена снизу (ф. 21 23).

 

2- 3. Из устойчивой позиции руки сгибаются и одновременно (медленно) разводятся в стороны, причём правая рука (в данном случае) находится впереди (ф. 24 25).

 

4. Завершение двойного блока (на 4-й мыс­ленный счёт) выполняется с Киай. Что сопровождается «замыканием» стойки и общей группировкой тела (ф. 26). В сантин-дати бед­ра сохраняют фронтальное положение, ягодицы сжимаются, газ подтягивается кверху, пальцы ног как бы захватывают пол, обеспечивая прочное сцепление. Бедра согнутых ног напряжены внутрь, препятствуя разведению коленей в стороны. В позиции моротэ ути-укэ локти напряжены внутрь, а кулаки наружу, что при прямой спине создаёт особо прочную конструкцию. При взгляде сзади должны быть видны кулаки, выведенные за туловище вовне.

 

Для контроля правильной стойки можно руки вытянуть в положение тюдан моротэ-цуки. Если опустить воображаемую вертикаль от кулаков на пол, то эта точка должна оказаться вершиной треугольника, образованною ступнями, повёрнутыми внутрь к центру

11еремешение в сантин-дати поначалу целесообразно освоить, положив руки па бёдра, и ограничиться 1 шагом вперёд и назад из левой стойки. Каждое такое перемещение на I счёт следует фиксировать, поднимая таз кверху и «замыкая» стойку. В иллюстрациях обозначены важнейшие фазы (ф. 27 30).

 

Основной поворот на 180% выполняемый с передней ноги, принято изучать из исходной правой стойки. Для лучшего контроля техники руки следует поместить на бедра.

В повороте выделяются три основные фазы:

1. В правой стойко левая стопа поворачивается на тюсоку пяткой внутрь параллельно правой стопе (ф. 31 32).

2. Правой йогой делается скрестный заступ в равноопорпую переходную позицию на тюсоку. При этом голова и туловище в меру повёрнуты r сторону поворота (ф. 33).

3. С активным движением бёдер и вращением на обеих тюсоку завершается поворот в ле­вую стойку (ф. 34).

 

Для подготовки к многократному выполнению базовой техники в кихонс (после стандартного выхода в левую дзэн куцу дати с левым гэдан-барай) целесообразно далее (помести руки на бёдра) упражняться по схемам: 1 шаг вперёд + поворот на 180, к каждом случае повторяя перемещения в образном на­правлении и завершая возвратом в левую дзэнкуцу-дати с левым гэдан-барай. Диалогичные циклы перемещений необходимо также вы­полнят. начиная из правой стойки.

Кокуцу-дати задняя наклонная стойка на согнутых йогах, в которой центр тяжести смещён на заднюю ногу’ (60-70% веса тела), а таз опущен. Ступня опорной нот и колено повёрнуты наружу на 45". ступня передней нош направлена носком вперёд. Между пяткой опорной задней и носком передней ноги расстояние, равное 2.5 — 3 ступням. Голень перед ней ноги находится в вертикальном положении. колено направлено вперёд, стопа опирается на тюсоку, пятка приподнята от пола па 2 пальца. Вёдра напряжены внутрь. Линия бёдер в исходной стойке (так же как плеч и всего туловища) соответствует пол уф рои тать ному положению (ф. 35).

 

Это наиболее естественное положение, ибо кокуцу-дати предназначена для уходов с за­щитами, а также контратак передней ногой или задней ногой с «вертушками» (с вращением на тюсоку передней ноги). В контратаках руками в позиции «гаку», естественно, бёдра в стойке выводятся во фронтатьное положение. При фиксированной полуфронталъной кокуцу-дати правильно принятая стойка не позволяет противнику провести кин-гэри. Передняя нота при этом способна выдержать толчок в колено спереди и несильные удары по бедру сбоку.

 

Контрольным расстоянием в целой труп не­стоек является ширина плеч. Правильная кокуцу-дати позволяет, поворачиваясь на тюсоку передней ноги на 90* в направлении к непо­движной задней ноге, переходить в правильную сантин-дати, например из левой стойки в правую (ф. 36 37).

Перемещения в кокуцу-даги вперёд выполняются с подготовкой сюны передней ноги и движением задней стопы носком вперед строго по прямой. Поначалу целесообразно по­упражняться в перемещениях на 1 шаг вперёд и назад из левой стойки, положив руки на бёд­ра и удерживая вначале и при смене стойки основное полуфронтальное положение. Короткий шаг в кокуцу-дати позволяет ограничиться контролем двух фаз. т.е. подготовкой ноги в исходной стойке и шагом в другую стойку (ф. 38-42).

 

Основной поворот на 180° в кокуцу-дати, как и в сантин дати. производится с передней ноги, выполняющей скрестный заступ. Начинать лучше из правой стойки с переходом в левую, контролируя две основные фазы: скрёстный заступ и поворот на обеих тюсоку (ф. 43 45).

Подготовительными упражнениями для выполнения базовой техники в перемещениях могут (как и в друг их случаях) служить перемещения с поворотами на 1 шэд и на 3 шага. Они обычно начинаются и заканчиваются в левой дзэнкуцу- дати с левым гэдаи барай. а затем могут воспроизводится в правой стойке с нижним блоком.

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы