СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

СЛОВПРЬ ТЕРМИНОВАнь, аньцинь — надавливание. Одно из базовых усилий в тайцзицюань. В туй шоу техника ань несет в основном оборонительную функцию, она разрушает усилия цзи (см.), чжоу (см.), као (см.) противника. Усилие передается через основание ладони одной или двух рук. При выполнении техники ань центры ладоней разворачиваются наружу вниз, тело осаживается назад, усилие по спирали направляется но дуге наружу вниз.

Аобу — «ломаный шаг». Форма шага, при котором взаимодействуют одноименные расположенная спереди рука и стоящая сзади нога.

Бинбу — «сдваивающий шаг». Форма шага в тайцзицюань, при котором одна стона стоит плотно на иолу, другая подтягивается и ставится на расстоянии ширины стопы к другой. Обе стопы параллельны друг другу.

Гунфу — мастерство, приобретенное через тяжелый длительный труд. Первый иероглиф гул состоит из двух графем гун труд и ли сила, второй иероглиф фу означает длительное время.

Гунбу — «шаг лука». Форма шага в тайцзицюань. Передняя нога полностью на стоне, колено согнуто вперед, проекция колена не выходит за носок.

Гэньбу — подставной шаг. Способ шагов в тайцзицюань, при котором центр тяжести смещается вперед, а стоящая сзади стопа делает полшага вперед, впереди стоящая йога сначала касается иола, после переноса веса тела постепенно делается опора па всю стону.

Даньтянь — «киноварное ноле», место внутренней работы в тайцзицюань. «Даньтянь — место зарождения и преобразования «золотой пилюли»». В даосской алхимии для взращивания и преобразования «золотой пилюли» используется три «киноварных ноля»; верхний даньтянь располагается между бровей; средний даньтянь находится в солнечном сплетении; нижний даньтянь находится ниже пупка. В практике тайцзицюань под «даньтянь» имеется в виду нижний даньтянь, поскольку там находится центр человеческого тела и его центр тяжести. Под выражением «поясница — господин, совместно с даньтянь управляет движением» имеется в виду, что все движения в тайцзицюань выполняются через центр тяжести. Под «внутренним вращением даньтянь» имеется в виду внутренняя работа в тайцзицюань. Тренировочный процесс в тайцзицюань делится па упражнения в движении и упражнения в покое. Упражнения в покое это сидячие упражнения (цзиньцзо) и «стояние столбом» (чжэнчжуан). В упражнениях в покое делается упор на «охрану» даньтянь,  на вращении ци в даньтянь и др. Внешнее проявление внутреннего вращения даньтянь выражается в сгибании и складывании в груди и пояснице (чжэцаньцзинь см.)

Даньши — одиночные позы. Часть тренировочного процесса в тайцзицюань, в котором прорабатываются отдельные движения из таолу (см.) в режиме выброса силы. В тайцзицюань стиля Чэнь насчитывается 108 упражнений даньши.

Динцзинь — подпирающее, макушечное усилие. «Для легкости во всем теле используется подвешенная макушка». Область точки байхуэй па макушке головы постоянно чуть надавливает вверх, или как будто подвешена па веревке к потолку. Это придает живость и подвижность движений всего тела. «Потерял макушечное усилие, считай, что тридцать лет тренировался зря».

Дулибу — «шаг па одной ноге». Форма шага в тайцзицюань, при котором одна йога стоит на полу, другая поднята, бедро параллельно иолу.

И — намерение, воля, сознание. Объект внутренней работы в тайцзицюань.

  1. Осознание действия. В Тайцзицюань дунь говорится: «Используйте волю, не используйте (грубую) силу», «Воля доходит, ци доходит». 2. Инструмент управления движениями всего тела. Обычно говорится: «Воля и энергия — государь, кости и мышцы — подданные».

Ии, инцзинь — затягивание. Одно из базовых усилий в тайцзицюань. Используется сразу после нейтрализации силы (хуацзинь см.) противника в целях управления его центром тяжести и выведения из равновесия.

Кай-хэ — раскрытие-сжатие. Основополагающий принцип в тайцзицюань. Раскрытие — это движение силы наружу от центра (даньтянь см.), сжатие — это движение силы внутрь к центру (даньтянь). «Покой — это сжатие, движение — эго раскрытие». Раскрытие — сжатие в тайцзицюань согласуется с дыхашшм. В «Тайцзицюань лунь» говорится: «Вдох — это сжатие, эго аккумуляция; выдох — это раскрытие, эго выброс», «В сжатии заключено раскрытие, в раскрытии содержится сжатие», «В Чередовании раскрытий и сжатий суть кулачного искусства».

Као, каоцзинъ — усилие опирания, удар корпусом. Одно из базовых видов усилий в тайцзицюань. 1. Удар корпусом наносится при днетанции вплотную к противнику любой частью тела. К каоцзинъ относятся удары плечом, спиной, грудью, основанием бедра, ягодичной мышцей и др. При проведении удара корпусом используется сила всего тела, поэтому он обладает большой разрушительной силой. 2. Базовый принцип положения тела в тайцзицюань. Все технические действия в тайцзицюань проходят через усилие опирания, опору. Все повороты туловища осуществляются после переноса центра тяжести и формирования опоры, иначе тело будет заваливаться вперед, назад или в стороны, при этом любая техника становится мало эффективной.

Куа — ключевой термин в тайцзицюань, не имеющий аналогов в терминах европейской анатомии. Область, простирающаяся с каждой стороны от паховых складок через внутреннюю часть таза до гребня тазовой кости.

Лаоцзя — «старый каркас», ортодоксальные (чжэныпуп) формальные комплексы (первый и второй) Чэньши тайцзицюань, практикующиеся и передающиеся по линии Чэнь Чансина (1771-1853). (Не путать с современными хэнаньскнми комплексами из Чэпьцзягоу).

Ле, лецзинь — разделение. Одно из базовых видов усилий в танцзнцюань. Атакующая и оборонительная техника. Применяется для разрушения единого каркаса тела противника или нейтрализации его поступательной силы. Для этого сила прилагается одновременно в двух и более точках тела, усилие прикладывается в стороны, вверх, вниз, по диагоналям, «разделяя» усилие срединного постоянства противника на две части.

Люй, люйцзинь — протягивание. Одно из базовых видов усилий в тайцзицюань. Главным в технике люй является следование и использование поступательной силы противника с дальнейшим опрокидыванием его назад. При люй используются одна или две руки, при этом одна рука контролирует запястье, другая локоть. Люй бывает горизонтальным, верхним и нижним в зависимости от уровня выполнения. Люй выполняется на месте, с отходом назад, с вращением вокруг тела; в любом случае главным является усилие срединного постоянства.

Ляо — приподнимание. Техническое действие в тайцзицюань, при котором усилие направлено по дуге снизу вверх и изнутри наружу. Различают ляо фронтальное, диагональное, обратное и прямое.

Мабу — «шаг всадника». Форма шага в тайцзицюань. В низком мабу стопы стоят параллельно друг к другу н находятся на расстоянии длины трех стоп друг от друга. В высоком мабу стопы стоят на ширине плеч.

Ни — центробежное усилие скручивания. (См. чаньсыцзинь).

Лубу — «шаг слуги». Форма шага в тайцзицюань. Одна нога находится в полном приседе, колено и стопа развернуты наружу, другая нога вытянута вперед, колено и стопа развернуты внутрь. Обе стопы плотно прижаты к полу.

Пэн, пэнцзииь — отражение. Одно из базовых видов усилий — цзинь в тайцзицюань. 1. Оборонительная и атакующая техника. Производится но дуге изнутри наружу вверх. 2. Базовый принцип положения тела в тайцзицюань, внутренняя спиральная упругая сила, направленная изнутри наружу во все стороны, наподобие хорошо надутого мяча. Упругое усилие пэн является осно¬вой для всех других видов усилий в тайцзицюань.

Саньда, сапъшоу, дуйда — «свободные удары», «свободные кисти», «взаимные удары». 1. Свободный поединок. 2. Формальный парный комплекс в стилях Я и и У.

Синьцзя — «новый каркас», измененный (гэсинь) формальный комплекс по лилии Чэнь Юбэня. Современные проточэньские стили Чжаобаоцзя, Хэшн тайцзицюань. (Не путать со стилем Чэньни тайцзицюань но линии Чэнь Факэ — Чэнь Чжаокуя).

Сун, фансун — раскрепощение. Одно из самых главных правил, которое является отправной точкой для всех технических действий в тайцзицюань. Его содержание включает несколько аспектов. 1. Раскрепощенное состояние психики. Сердце (ум) должно быть спокойным и ровным, нельзя допускать суматошности. 2. Дыхание должно быть свободным, нельзя допускать одышки.

  1. Раскрепощение тела. Мышцы п суставы должны быть раскрепощенными, а не расслабленными или зажатыми, поскольку расслабленность ведет к вялости, а зажатость к одеревенению. 4. Раскрепощение внутренних органов. Внутренние органы не должны давить один на другой, а занимать свое естественное место. 5. Раскрепощенность движений. Движения, вне зависимости выполняются они медленно или быстро должны быть свободными и не зажатыми, стабильными и согласованными. Все вышеперечисленное ведет к другому основополагающему правилу в тайцзицюань — погружение ци (см.) в нижний даньтянь (см.). Можно сказать, что фансун — ото ничто иное, как погружение ци в нижний даньтянь.

Сюйбу — «ложный шаг». Форма шага в тайцзицюань. Одна стопа, на которой располагается большая часть веса тела, плотно прижата всей подошвой к полу, другая стопа ставится па переднюю часть, при атом пятка отрывается от пола.

Сюйцзинь — аккумулирующее усилие, накопление силы. «Накопление силы подобие натягиванию лука, выброс подобен выпусканию стрелы». Непосредственно перед выбросом силы всегда имеется небольшая пауза, она необходима для аккумуляции ци в даньтянь и сокращения сухожилий тех мышц, которые будут заимствованы во взрывном усилии.

Сюй—ши — пустое-полное. Смена пустого п полного — это ключевой принцип движений в тайцзицюань. Пустое и полное прямо противоположны друг другу как инь и яи и имеют четко определенные значения. Основное содержание пустого заключается в пассивном участии в движении сознания и силы какого-либо процесса, основное значение полного состоит в ведущем

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы