Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Тайцзицюань Чэнь » О названиях лаоцзя и синьцзя

О названиях лаоцзя и синьцзя

 

О названиях лаоцзя и синьцзяВопрос: В чем различия между и лаоцзя и синьцзя (старой и поной формой)? (Ван Шэплун из Хэнани)

Ответ: Когда передача традиции тайцзицюань семьи Чэнь дошла до 14-го колена, носителями традиции были Чэнь Чапспи и Чэнь Юбэнь, и изначально они практиковали таолу, которую создал еще Чэнь Влитии. Чэнь Юбэнь, глубоко изучив форму, привнес в нее некоторые изменения. Эту вновь созданную форму назвали «еиньцзя» (то есть новой), или еще ее называют «сяоцзя» (с небольшой амплитудой движений), в отличие от «лаоцзя* (старой), дадзя (с большой амплитудой движений), которую продолжал практиковать Чэнь Чаисии.

Традиция передавалась из поколения в поколение от Чэнь Чансина вплоть до 17-го колена, при котором ее носителем стал Чэнь Факэ (1887-1957). Перед тем как 1928 году Чэнь Факэ переехал из Чэньцзягоу в Пекин преподавать боевое искусство, его племянник Чэнь Чжаоии (Чжэпьфу) и сын Чэнь Чжаосюй изучали у него тайцзицюань. «Чэнь Чжаоии с малых лет обучался тайцзицюань у своего дяди Чэнь Факэ» (Ван Сиань, «Старая форма тайцзицюань стиля Чэнь»). Чэнь Чжаони говорил: «Когда-то я получал наставления от дяди Фушэна (Факэ)». Позже, в «Предисловии к «Сборнику знаменитостей тайцзицюань семьи Чэнь» говорится, что н Чэнь Чжаоии, и Чэнь Чжаосюй, и Чэнь Чжаокуй изучали форму у Чэнь Факэ. С 1928 года, вплоть до своей смерти в 1957 году, Чэнь Факэ преподавал тайцзицюань в Пекине. Сын Фаю Чэнь Чжаокуй с малолетства жил со своим отцом в Пекине. Под строгим присмотром отца он изучал тайцзицюань и стал продолжателем семейной традиционной формы.

Чэнь Чаони (1893-1972), после того как приехал вместе со своим дядей Чэнь Факэ в Пекин, через короткое время уехал преподавать сначала в НаНьцзинь, потом в Лояп, позже в Кайфэн. В 1958 году ушел на пенсию и вернулся па родину в Чэньцзягоу, там подготовил нескольких преемников, которых люди прознали «четыре цзнпьгаиа (богатыря)» — Чэнь Словака, Baн Сианя, Чжу Тяньцая, Чэнь Чжэнлэя. Можно сказать, что Чэнь Чжаоии до конца своих дней был вдохновителем чэньцзягоусского тайцзицюань.

Однако из-за того, что Чэнь Чжаони па протяжении почти 30-ти лет жил в разлуке со «своим дядей Чэнь Факэ (один па юге, другой на севере) и очень мало виделись, его тренировки претерпели некоторые изменения. К тому же долгое  время таолу, которую передавал Чэнь Чансин и которая дошла до Чэнь Факэ, не была зафиксирована в письменном виде. В то же время непохожая на нее новая форма Чэнь Юбэня нашла свое отражение в книге «Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь», которая была написана и издана представителем 16-го поколения Чэней Чэнь Синем. Поэтому, после кончины Чэнь Чжаони в 1972 году, когда в 1973 году Чэнь Чжаокуй приехал на Праздник весны в Чэньцзягоу и преподавал тайцзицюань, местные обитатели увидели и ощутили, что формы, практикуемыми Чэнь Чжаони и Чэнь Чжаокуя имеют отличия. Чтобы сформулировать эти отличия и по причине того, что некоторые люди хотели выделить «ортодоксальность» чэньцзягоусской формы, назвали практикуемую в деревне в последние годы жизни Чэнь Чжаони форму «лаоцзя», а переданную своему сыну Чэнь Чжаокую форму Чэнь Факэ назвали «синьцзя». Чэнь Чжаокуй совершенно не одобрял такого разделения, он говорил: «Эта версия не верная, мой троюродный брат Чэнь Чжаони в то время занимался вместе со мной у отца; форма, которую мы изучали, неразрывно связана с формой Чэнь Чансина!»

Форма Чжаопи, которую он преподавал в Чэньцзягоу, по сравнению с пекинской формой, передаваемой Факэ и Чжаокуем, имеет другую последовательность поз, внешний вид и свои характерные особенности, а также она несколько упрощении и грубовата, по обе формы имеют одинаковую основу. Один из «четырех цзииьгаиов» Чжу Тяньцай говорил: «В форме господина Чэнь Чжаокуя движения четкие, очень много методов для рук, выброс силы очень мощный, боевое применение очень отчетливо, техника чрезвычайно целостная» (журнал «Ухунь», 1990 г. № 5). Когда в 1958 году издательство «Народная физическая культура» поручило Тан Хао, Гу Люсиню, Ли Цзяльхуа, Чэнь Чжаокую написать книгу «Тайцзицюань стиля Чэнь», было решено взять за эталон традиционную таолу Чэнь Факэ и Чэнь Чжаокуя. В конце 1963 года под авторством Шэпь Цзячжэня и Гу Люсиня, под тщательным контролем Чэнь Чжаокуя была выпущена книга «Тайцзицюань стиля Чэнь», которая стала первым письменным неточником традиционных таолу (первой и второй) от Чэнь Чансина. На основе переданных Чэнь Чжаокуем материалов и наставлений нами была издала книга «Теория и практика Тайцзицюань семьи Чэнь», которую можно считать вторым письменным неточником лаоцзя Чэнь Чансина.

Когда в 1981 году председатель «Шанхайской ассоциации тайцзицюань стиля Чэнь» старший брат Вань Вэньдэ приехал с исследованиями в Чэньцзягоу, он встречался со старым наставником Чэньцзягоусскон школы тайцзицюань Чэнь Босяпем. Тот сказал: «Какие такие лаоцзя, синьцзя Синьцзя (83 позиции) это лаоцзя, а лаоцзя (75 позиций) эго, наоборот, синьцзя». В дополнении к этому, когда автор (Ма Хун) в апреле 1998 года был в Сиане и встречался со старшей сестрой Чэнь Линии (тогда ей было 80 лет), он спросил ее, что она думает по этому вопросу. Наставница Чэнь Линии сказала: «Тогда в Чэньцзягоу тайцзицюань делился на дацзя (большой каркас) и сяоцзя (малый каркас), дацзя всегда передавался моим троюродным дедушкой Чэнь Факэ. Не знаю, кто это стал разделять дацзя на новую и старую формы?!»

Из всего вышесказанного, относительно синъцзя и лаоцзя мы можем сказать, что пекинская форма Чэнь Факэ и Чэнь Чжаокуя и деревенская форма Чэнь

Чжаоии являются прямым наследием лаоцзя дацзя Чэнь Чансина, только имеют различия в разнообразии и сложности некоторых поз и движений, по не делятся па старую и новую формы. Чтобы выделить их различие, можно сказать: форма Чэнь Чжаони называется «большой каркас 75 позиций», форма Чэнь Чжаокуя называется «большой каркас 83 позиций». Чтобы попять их некоторые различия, необходимо вести детальные исследования, основываясь па правиле «добиваясь единства при сохранении различий», добиваться становления правомерности их единообразия. Нужно находить больше общего и меньше оригинальничать.

Ма Хун. «Разъяснение теоретических принципов тайцзицюань семьи

Чэнь», Шицзячжуан, 1998?..

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы