Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Цигун » IV. УПРАЖНЕНИЯ ЦИГУН И ВНУТРЕННЯЯ ЦИ

IV. УПРАЖНЕНИЯ ЦИГУН И ВНУТРЕННЯЯ ЦИ

 

Понятие внутренняя ци относится к ци, двигающейся внутри тела по каналам и коллатералям, что проявляется в определенных ощущениях в процессе выполнения упражнений. Это приятные ощущения в области живота, в поясничном отделе и четырех конечностях подобны растекающемуся теплому потоку. Внутренняя ци поэтому описывается также как теплый поток.

цигун гора

Каким образом производится внутренняя ци? Прежде всего, внутренняя ци формируется из материальных субстанций и, таким образом, рассматривается как материальный феномен. Так же как и дыхание, умственная деятельность играет важную роль в формировании внутренней ци. Фактически, фокусирование сознания является процессом воздействия умственной деятельности на физиологическую активность организма. Это имеет более важное значение, чем просто стимулирование состояния покоя, включая фокусирование сознания на определенных точках или определенных объектах для того, чтобы оградить себя от случайных посторонних мыслей. Так как ментальная активность является результатом деятельности мозга, фокусирование сознания — работа мозга. Внутренняя ци взращивается постепенно с помощью разума. Чувство потепления, перетекания внутренней ци по телу демонстрирует ее биоэлектрические свойства в действии.

 

Воздействие внутренней ци на организм согласуется с теориями ТКМ об Инь/Ян, ци и крови, каналах и коллатералях. Внутренняя ци способствует балансу Инь и Ян в организме, гармонизирует ци и кровь, прочищает каналы и коллатерали и питает сущностную ци. Существуют индивидуальные колебания в скорости образования внутренней ци: у некоторых людей она развивается быстро, другие не ощущают ее существования совсем. Поэтому, занимающимся не следует спешить в поисках результатов проявления внутренней ци.

 

V. ТРАНСФОРМАЦИЯ, ЦИРКУЛЯЦИЯ И ФУНКЦИИ ЦИ И УПРАЖНЕНИЯ ЦИГУН

Трансформация ци является концепцией ТКМ, связанной с преобразованием вещества и энергии в процессе жизни. Это является физиологическими функциями человеческой жизни. Пока существует жизнь, трансформация ци не прекращается. Вещество и энергия, поглощаемые организмом из пищи и вдыхаемого воздуха, преобразуются в ци для того, чтобы потом быть использованными в его деятельности. К этому также относится и процесс удаления из организма отходов его жизнедеятельности. Жизнь зависит от качества преобразования ци.

 

«Внутренний Канон Медицины» описывает жизнедеятельность такими словами: Инь и Ян являются основой жизни. Ян расщепляет вещи в ци, а Инь синтезирует производство ци форм (Это демонстрирует движение и покой материи. — Ред. кит.изд.) и подчеркивает процесс трансформации ци в соответствии с теорией ТКМ об Инь/ Ян. Более характерное объяснение приведено в «Антологии Цзин Юэ» Чжан Чжунцзина, автора эпохи династии Мин. «Ци — основа жизни. Все во вселенной зависит от изменений и развития ци» Закон движения и изменения жизни, известный с древнейших времен, сегодня рассматривается как следствие преобразования и изменения ци. Нормальное функционирование мочеиспускания зависит от нормального состояния процесса преобразования ци мочевого пузыря. Когда процесс преобразования ци мочевого пузыря становится разбалансированным, одним из симптомов этого нарушения может стать недержание мочи.

 

Переваривание пищи и кровообращение зависит от процесса преобразования ци селезенки. Когда движение (ци) селезенки нарушено, происходит потеря аппетита, появляется усталость, опухает лицо и конечности, стул становится полужидким с наличием в нем крови. В течение фестиваля фонариков, например, многие семьи вывешивают на воротах фонарики со свечой окруженной бумажными фигурками. Когда свеча зажигается, фигуры начинают вращаться. Чем пламя сильнее, тем они движутся быстрее, если оно ослабевает или тухнет, то они замедляются или даже останавливаются. Фигуры на фонарике могут оставаться, но в действительности они мертвы. Такова и роль минмэнь в процессе преобразования ци».

 

В «Антологии Цзин Юэ» говорится: «Ворота жизни (минмэнь) являются морем крови и эссенции; селезенка и желудок морем воды и зерна (пищи) и являются наиболее важными внутренними органами. Минмэнь корень изначальной ци и «дом воды и огня» селезенка и желудок собирают основу пищи из постнатальной ци; минмэнь является источником жизненной энергии от конгенитальной ци». Эти объяснения доказаны клиническими исследованиями ТКМ определенных патологических состояний. Например, у пациента с дефицитом Инь будет часто наблюдаться печеночная недостаточность, сильное сердцебиение и бессонница. Это также может вызывать легочную недостаточность с кашлем, сильной лихорадкой, сильным потением ночью и мокротой с кровью. Пациент с дефицитом почечной Ян предрасположен к дефициту Ян селезенки с жидким стулом или дефициту сердечного Ян с одышкой, похолоданием конечностей и приступами внезапного потения. Когда эти болезни появляются, характерной чертой лечебных методов ТКМ является питание почек и совершенствование Инь в случае недостаточности почечной Инь или питание почек и усиление огня минмэнь в случае недостаточности почечной Ян. Другой важной функцией минмэнь является ее репродуктивная роль. Дефицит огня минмэнь может приводить к гипогонадизму (синдром, обусловленный понижением гормональной активности половых желез) и половому бессилию. Напротив, если огонь минмэнь избыточен, развивается гипергонадизм (синдром, обусловленный повышенной гормональной активностью половых желез). Методом лечения избыточности огня минмэнь в рамках ТКМ является «усиление воды и контроль огня» почек. Упражнения цигун могут быть очень полезны с высокой степенью результативности при обоих типах заболеваний, независимо от их тяжести.

 

VI. ЖИЗНЕННАЯ ЭССЕНЦИЯ, ЦИ, ДУХ И УПРАЖНЕНИЯ ЦИГУН

Все мастера цигун уделяют особое внимание этой триаде. Суммируя их взгляды с древнейших времен, можно сказать: «Существуют три сокровища на небе — это солнце, луна и созвездия звезд; существуют три сокровища на земле — это вода, огонь и ветер, и существуют три сокровища в теле человека — это жизненная эссенция, ци и дух». Они рассматривают жизненную эссенцию, ци и дух в качестве наиболее важных материалов и функций организма человека.

 

Жизненная эссенция в данном случае относится к основе всех материальных составляющих, которые являются необходимыми для жизни. Согласно «Простым вопросам» эссенция человека является источником жизни. Эссенция берет начало из двух источников: врожденная эссенция, которая стимулирует жизнь и рост и постнатальная эссенция, которая получается из воздуха, воды и зерен (пищи) для поддержки физиологической активности. Эссенция может быть разделена на общую и специальную эссенцию. Общая эссенция относится к эссенции внутренних органов — главных органов человеческого организма, которая поглощается из воздуха, воды и пищи легкими и желудком в результате процесса преобразования ци. Специальная эссенция относится к репродуктивной эссенции, сохраняемой в почках; это эссенция пяти внутренних Инь-органов и она питает конгенитальную ци. В каноне Лин Цюя — «Каналы и коллатерали» — говорится: «Врожденная эссенция получается от родителей на самой начальной стадии жизни, в процессе формирования зародыша. Зародыш получает ци и кровь, из которых развивается мозг, кости, мышцы, кожа и волосы, от матери». «Сохранение здоровья» Тао Сюаньцзина (династия Лян) указывает: «Путь сохранения здоровья заключается в отношении к эссенции как сокровищу». Эссенция и сперма в китайском языке обозначаются одним и тем же иероглифом и означают одну и ту же вещь. Мастера цигун очень внимательно и аккуратно относятся к своей половой жизни. Контроль сексуальной жизни является очень важным для людей с ослабленной конституцией и хроническими заболеваниями.

Как и эссенция ци может быть разделена на общую и специальную ци. Специальная ци имеет отношение к вдыхаемому воздуху, а общая ци относится к сущностной ци и изначальной ци, которые являются физиологическими функциями организма. Два вида ци очень важны при занятиях цигун. Чжуан Цзы в «Северных скитаниях» говорит: «Жизнь становиться реальностью, когда накапливается ци, когда ци заканчивается, человек умирает». Я хочу еще раз подчеркнуть важность ци в качестве движущей силы жизни и внимание, уделяемое тренировке ци при занятиях цигун, должно быть самым важным моментом упражнений.

 

Дух относится к ментальной сфере деятельности человека. Управление жизнедеятельностью — одна из ментальных функций. В «Простых вопросах» говорится: «Сердце (сознание по китайски) — руководитель всех органов». Теория ТКМ признает тесную связь между умственно-психической деятельностью человека и функциями пяти Инь-органов, которые питают ее энергией. Умственная деятельность уникальна только для людей и отражает объективный мир, а также анализирует его.

Поэтому, тренировка ментальных способностей является главным при занятиях цигун.

 

Хотя существуют различия между жизненной эссенцией, ци и духом, они тесно связаны, влияют, изменяют и зависят друг от друга на основе взаимной координации. Ци берет начало из жизненной эссенции. Производство эссенции зависит от ци, а ци является источником энергии и материальной основой ментальной активности человека. Поэтому человек с достатком сущностной ци энергичен и полон духом, а человек с недостатком сущностной ци обычно слаб. Таким образом, полагая, что достаточность сущностной ци является гарантией хорошего здоровья, древние мастера цигун тратили большие силы именно на тренировку этой триады.

 

Существуют множество методов для тренировки триады. Они имеют некоторые общие особенности, которые включают концентрацию сознания для тренировки ци, тренировку ци для выработки эссенции, тренировка эссенции для преобразования ее в ци и тренировка ци для питания духа.

 

VII. КОНГЕНИТАЛЬНАЯ И ПОСТНАТАЛЬНАЯ ЦИ

Кроме деления на статические и динамические упражнения, цигун также делится на конгенитальный цигун и постнатальный цигун. Мастера цигун полагают, что конгенитальный цигун, главным образом, направлен на тренировку конгенитальной ци — движущей силы жизни, коренящейся в почках, и в другом случае тренируется постнатальная ци, которая накапливается через дыхание и пищу и включает в себя ци желудка и селезенки.

Так как конгенитальная и постнатальная ци тесно связаны, мастера цигун в процессе практики уделяют внимание им обеим. Конгенитальная ци является основой, а постнатальная ци ее поддерживает. Качество конгенитальной ци имеет главное влияние на постнатальную ци и может также подвергаться воздействию последней. Например, физическая конституция наследуется от родителей и определяет здоровье зародыша, его наследственные болезни. Но это влияние не абсолютно. После рождения на состояние здоровья может оказывать большое

 

цигун

Эссенция всех матералов Источник жизни человека

Рис. 3

 

влияние качество последующей жизни. Люди с врожденной недостаточностью (с дефицитом конгенитальной ци) могут улучшать свое здоровье посредством надлежащего тренинга и питания. Некоторые врожденные болезни теперь могут быть излечены с использованием достижений современной медицинской науки. Так что тренинг, правильное питание и образ жизни в период после рождения также очень важны для роста и здоровья.

 

Отношение между врожденными качествами и развитием в послеродовой период описано в «Антологии Цзинюэъ: «Те, кто имеют хорошую наследственность и нормальное питание могут ожидать укрепление своей конституции; если они плохо питаются и пренебрегают своим здоровьем, то их конституция будет ослабевать. У тех, у кого плохая наследственность, но хорошее питание могут ожидать укрепление своей конституции; если они не будут тренироваться и правильно питаться их состояние может ухудшаться». Поэтому физические упражнения являются жизненно важными для профилактики и лечения болезней, укрепления ослабленной конституции, предупреждения преждевременного старения и продления жизни.

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы