Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Цигун » I. ПОЗЫ, ДЫХАНИЕ И МЕНТАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТАТИЧЕСКИМ ЦИГУН

I. ПОЗЫ, ДЫХАНИЕ И МЕНТАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТАТИЧЕСКИМ ЦИГУН

 

Количество разнообразных поз, используемых при выполнении статических упражнений, достаточно велико. Все они поддерживают определенное мышечное напряжение при общем расслаблении. Интенсивность напряжения различных групп мышц рефлекторно воздействует насоотвествующие части тела через посредство нервной системы. Поэтому различные позы оказывают различные эффекты воздействия на функциональную деятельность внутренних органов. Выбор конкретных упражнений должен определяться, прежде всего, физическим состоянием занимающегося. Обычно общими принципами выполнения упражнений является расслабленность, естественность и удобство против ригидности, негибкости и зацикленности на форме. Расстегните воротничок, ослабьте пояс, если необходимо, то перед занятием опорожните мочевой пузырь и кишечник. Для занятий лучше надевать удобную, без каблуков, обувь.

(I) Позы

 

1. Позы из положения стоя

(1) Естественное стояние. Стоять естественно с ногами на ширине плеч; согнуть колени и повернуть их слегка внутрь, вес тела при этом распределен поровну на обе ноги; немного приподнять пятки и плавно переместить вес тела вперед. Принять слегка сидячее положение с весом тела, распределенным на бедренно-поясничной области; ноги стоят твердо, подобно высокой сосне с глубоко вросшими в землю корнями. Сохранять верхнюю часть тела выпрямленной, при

 

clip_image002

 

этом ни спина не должна горбиться, ни грудь — выпячиваться. Мягко подтянуть нижнюю часть живота, расслабить поясницу и слегка опустить плечи. Руки должны свободно свисать по сторонам со слегка согнутыми локтями, ладони повернуты друг к другу, пальцы немного согнуты и разведены, как будто поддерживают большой воздушный шар. Голову держать на одном уровне, глаза немного полуприкрыты и смотрят прямо вперед, рот мягко закрыт или едва приоткрыт с языком, касающимся нижних резцов, с увеличением количества слюны, ее проглатывать (Рис. 4,5).

(2) Поза стоя с надавливанием на мяч. Сохранять позу естественного стояния, описанную выше. Руки поместить впереди перед животом, ладонями вниз, пальцы разведены и слегка согнуты, оставляя между руками расстояние равное кулаку, и воображать, что вы надавливаете на плавающий в воде мяч. Высота рук может варьироваться от уровня пупка до сосков (Рис. 6, 7).

 

clip_image004

 

(3) Поза стоя с поддерживанием мяча. Основывается на позе естественного стояния. Руки развести в стороны, какбы обхватывая ствол воображаемого дерева с ладонями, обращенными внутрь, пальцы разведены и слегка согнуты, как будто в них находится мяч. Руки находятся напротив друг друга на расстоянии, приблизительно, одна треть метра. Высота поднятия рук может выбираться в соответствии с индивидуальными предпочтениями, но не ниже пупка и не выше сосков. Ягодицы должны быть на одной линии с

 

clip_image006

 

пятками. По сравнению с позой естественного стояния, в данной позиции требуется большее мышечное напряжение рук (Рис. 8, 9).

2. Упражнения из положения сидя

Эти упражнения выполняются в положении сидя на кресле, стуле или кровати с твердой поверхностью. Для того чтобы выполнение данных поз было более удобным, занимающийся может подложить под себя небольшую

 

clip_image008

 

мягкую подушку. Ниже описаны некоторые из сидячих поз.

 

(1) Поза простого сидения. Эта поза также называется позой обычного сидения. Для выполнения этой позы требуется, чтобы занимающийся сел на кресло, стул или на край твердой постели. Сесть устойчиво, колени согнуты под

 

clip_image010

 

углом приблизительно 100 градусов. Чтобы избежать дискомфорта, под ягодицы можно подложить мягкую небольшую подушку, но нельзя садиться на мягкое кресло с твердым краем. Ступни должны находится на земле, стоять параллельно друг другу на ширине плеч. Голову держать прямо, плечи естественно опущены, рот едва прикрыт, кончик языка мягко касается нижних резцов, слюну, по

 

clip_image012

 

мере ее скапливания во рту, проглатывать. Верхнюю часть туловища сохранять выпрямленной и вертикальной. Все тело, включая мышцы лица, должно быть, насколько возможно, расслабленным. Приведенные выше требования будет проще соблюдать, если запомнить следующую мнемоническую формулу: «Сохранять верхнюю часть тела прямой, как ствол большой сосны, и сидеть подобно устойчиво стоящим настольным часам». Локти слегка согнуты и плечи опущены; руки мягко положить на бедра ладонями, обращенными вниз (Рис. 10, 11), или же поместить левую руку между нижней частью живота и бедрами и сверху на нее положить правую руку, обе ладони обращены вверх или наоборот (Рис. 12, 13). Если у вас состояние здоровья не сильно ослаблено, то на спинку стула или кресла облокачивать не рекомендуется. В процессе занятия глаза должны быть прикрыты или полуприкрыты, также их можно оставить естественно открытыми. Лучшим вариантом является, когда глаза остаются полуприкрытыми.

 

(2) Сидячая поза со скрещенными ногами. Такие позы могут быть подразделены на: естественное сидение со скрещенными ногами, поза сидения с непарно скрещенными ногами и поза со скрещенными ногами с отклонением назад. Эти позы описаны ниже.

 

(А) Естественное сидение со скрещенными ногами. Сидеть ровно на твердой постели и скрестить ноги, левая сверху или наоборот; поместив ступни под среднюю часть каждого бедра. Положение верхней части тела, включая голову, плечи, грудь, живот и спину то же, что и для позы

 

clip_image014

 

простого сидения. Ладонь одной руки свободно обхватывает тыльную сторону ладони другой, большие пальцы при этом скрещиваются (Рис. 14, 15).

 

(B) Поза сидения с непарно скрещенными ногами. Скрестить ноги, поместив ступню одной ноги на бедро другой. Если правая нога помещается на левую, то большой палец левой ноги должен быть направлен к правому коленному суставу или наоборот. Начинающие могут менять ноги для избежания онемения. Другие требования к этой позе те же, что и для позы естественного сидения со скрещенными ногами (Рис. 16, 17).

 

(C) Поза сидения с отклонением назад. Это упражнение обычно выполняется сидя на жесткой постели. Под спину можно подложить стеганное одеяло или подушку для опоры на них спиной при отклонении назад, при этом угол между туловищем и ногами должен составлять от 120 до 140 градусов. Голова также должна покоится на опоре. Ноги должны располагаться таким же образом, как и в позе естественного сидения со скрещенными ногами (Рис. 18) или, для удобства, их можно вытянуть вперед. Это упражнение также можно выполнять на жесткой софе. Эта поза занимает среднее положение между позой сидя и позой лежа на спине и требует приложения больших усилий, чем в положении лежа, но меньших, чем в позе сидя. Она подходит для людей с ослабленным здоровьем и является переходной от позы лежа к позе сидя, с постепенным увеличением нагрузок (Рис. 18, 19).

 

3. Поза лежа

 

Вариации этой позы многочисленны. Наиболее часто используемые из них — это поза лежа на спине лицом вверх и лежа на боку.

(1) Поза лежа навзничь. Выполняется лежа на спине лицом вверх на твердой постели со средних размеров подушкой под головой и плечами. Руки вытянуть вдоль туловища по сторонам, расслабить плечи и локти и слегка согнуть пальцы, руки могут быть слегка согнутыми (Рис. 20). Также в этой позе руки можно согнуть и, скрестив пальцы, положить их вместе на низ живота (Рис. 21). Эта

clip_image016

 

поза полезна для фокусирования сознания, вхождения в состояние покоя и выполнения глубокого абдоминального дыхания. Ноги должны быть естественно вытянуты, ступни слегка касаются друг друга или немного разведены. Также допускается положить одну ногу на другую (Рис. 22). В

процессе выполнения упражнения ноги меняются местами. Мягко закрыть рот и слегка прикрыть глаза, смотреть вперед немного выше пальцев.

 

(2) Поза лежа на боку. Лечь на одну из сторон туловища. Обычно лежат на правом боку для уменьшения нагрузки на сердце. Те, у кого имеются заболевания внутренних органов грудной клетки или брюшной полости, лежат на здоровой стороне. Лежа на правой стороне, например, правое плечо должно быть снизу, голова при этом повернута вправо и лежит на подушке, которая должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Вытянуть естественно правую ногу и слегка согнуть левую, поместив левую ступню позади правой, а левое колено на правое колено. Обе ноги также могут быть вытянуты одна поверх другой со слегка

 

clip_image018

 

согнутыми коленями. Нижнее плечо может немного находится на подушке. Обычно правая рука лежит на подушке перед глазами ладонью вверх, на расстоянии одного кулака от лица. Левая рука помещается на левом бедре. Рот и глаза находятся в том же положении, что и для позы лежа на спине — глаза смотрят по направлению к ногам (Рис. 23).

 

Представленные выше три вида поз являются наиболее часто используемыми в цигун. Преимущество стоячих поз заключается в том, что в этом положении можно легко регулировать и стимулировать движение потока ци и нет необходимости в каком-либо дополнительном оборудовании или приспособлениях. Однако это может быть слишком утомительным из-за относительно больших физических нагрузок, которые возникают при выполнении таких поз. Поэтому они не подходят для тяжелобольных или людей с ослабленным здоровьем. Чтобы избежать сильной усталости, начинающие могут выполнять упражнения из этого положения в течение 10 минут с постепенным увеличением продолжительности занятий до 30 минут. Упражнения из положения стоя можно назначать для укрепления физического состояния пациентов на этапе выздоровления, поскольку цигун может содействовать более быстрому выздоровлению и набору физической силы. Упражнения из положения лежа очень удобны, но при их выполнении занимающиеся имеют склонность к погружению в сон. Они подходят для людей с серьезными заболеваниями или сильно ослабленных. Упражнения также могут применяться специально для стимулирования сна. (Те, у кого здоровье в норме, используют метод лежа на спине в течение 20 минут каждую ночь в качестве дополнения к динамическим упражнениям. — Ред. кит.изд.).

 

(II) Дыхание при выполнении статических упражнений

 

Дыхание является одним из трех главных компонентов упражнений цигун особенно при занятиях статическим цигун. (В действительности некоторыми людьми цигун трактуется просто как дыхательные упражнения, однако это является сильным упрощением. — Ред. кит.изд.). В цигун дыхание определяется как дыхательно-регулятивный метод

(Ту На Си Фа) или просто как дыхательный метод (Ту На Фа).

 

Существует много разнообразных методов дыхания, используемых при выполнении упражнений цигун, включая вдох и выдох через нос, вдох носом выдох ртом, вдох и выдох носом и ртом одновременно. Процесс заключается в следующем: дышать необходимо естественно, успокоить сознание и проводить ци в даньтянь; после вхождения в состояние покоя, дыхание становится мягким, ровным и глубоким. В чем преимущества дыхательных упражнений?

 

1. Вдох и выдох носом. Преимущества: (а) носовые волоски могут очищать воздух от крупных частиц пыли; (Ь) в слизистой оболочке носа выделяется особая липкая слизь, которая еще больше очищает вдыхаемый воздух от более мелких чаСтиц пыли и бактерий; (с) многочисленные кровеносные сосуды, расположенные в носовом проходе, согревают проходящий воздух; (d) этот метод помогает стимулировать множество нервных окончаний в слизистой оболочке носа. Через эти окончания рефлекторно можно воздействовать на функциональную деятельность многих внутренних органов, включая сердечный ритм, кровяное давление и движение дыхательных мышц. Так как при выполнении упражнений цигун дыхание мягкое и ритмичное, то эта легкая стимуляция нервных окончаний оказывает благотворное воздействие на внутренние органы, (е) Плавный выдох через рот помогает телу расслабиться и способствует движению ци вниз. Поэтому начинающим, у которых имеются проблемы с полным расслаблением, рекомендуется использовать этот метод. Однако с опытом, дыхание через нос вызывает те же эффекты.

 

2. Естественное дыхание. Дыхание при занятиях цигун должно быть, прежде всего, естественным. Поэтому не стоит предъявлять слишком много требований новичкам. Если мы заставим их выполнять все требования сразу, то они будут сильно перегружены и их внимание может быть отвлечено от основных требований относительно покоя и расслабления. Так как мягкое, гладкое, ровное и глубокое дыхание основано на естественном дыхании, то овладение этими базовыми навыками должно происходить постепенно. Поэтому естественное дыхание является ключевым при тренировке дыхания в цигун.

 

3. Проведение ци в даньтянь. Здесь ци связано с глубоким дыханием и возникающим в результате этого ощущением движения ци. Даньтянь относится к пупку или точке гуаньюань (3 дюйма ниже пупка). Проведение ци в даньтянь относится к глубокому дыханию в процессе выполнения дыхательных упражнений и мысленному направлению ци вниз в даньтянь, для того чтобы продуцировать определенные ощущения ци. Главными результатами выполнения этих упражнений являются: (а) индукция состояния покоя; (Ь) отработка естественности брюшного дыхания; (с) стимулирование ощущений ци в даньтяне; (d) содействие в наполнении энергией нижней части тела и гибкостью верхней.

 

4. Мягкое, тонкое, ровное и глубокое дыхание. Главными результатами овладения указанными дыхательными навыками являются: (а) возможность сделать абдоминальное дыхание мягким и ритмичным, что в свою очередь мягко и ритмично стимулирует нервные окончания слизистой оболочки носа и, таким образом, рефлекторно воздействует на связанные с ними функции внутренних органов; (Ь) глубокое, но мягкое дыхание помогает легким полностью расправляться и сокращаться, тем самым увеличивая воздушный обмен; (с) продолжительная практика помогает уменьшить энергию, затрачиваемую на дыхание, таким образом уменьшая общий расход энергии; (d) при выполнении абдоминального дыхания возможности движения мышц диафрагмы расширяются, что увеличивает амплитуду движения брюшных стенок и диафрагмальных мышц, не только улучшая легочную вентиляцию, но также мягко и ритмично массажируя внутренние органы, регулируя функциональную деятельность вегитативной нервной системы и коры головного мозга.

Некоторые обычно используемые методы дыхания описаны ниже.

 

1. Метод спокойного дыхания

 

Это дыхание мягкое, ровное и глубокое, головной мозг находится в относительном покое. Он может быть подразделен на несколько следующих методов.

 

(1) Естественное дыхание. Дышать как обычно, но все тело сохранять расслабленным, освободиться от отвлекающих мыслей и поддерживать состояние внутреннего покоя. Эти требования помогут вам дышать мягко и медленно под мысленным контролем и подготовят вас к овладению другими навыками, такими как координация ментальной активности с движением ци.

 

(2) Глубокое и продолжительное дыхание. На основе естественного дыхания попробуйте продлить и сделать дыхание глубже. Мягко закройте рот на вдохе; язык касается неба, мысленным усилием ци проводится в даньтянь, задержите дыхание на секунду или две (без прикладывания усилий) и медленно выдохните, расслабив язык и слегка приоткрыв рот, выпустите даньтянь-ци из тела через рот и опять сделайте задержку дыхания на несколько секунд перед вдохом. Повторить. Задержка дыхания никогда не должна выполняться с усилием.

 

(3) Метод подсчета дыханий. Вдох и выдох вместе рассматриваются как один цикл дыхания. Существует много вариантов этого метода. Мы представим вам только один из них. Мягко прикройте рот и вдохните носом или носом и ртом одновременно, если у вас нос заложен. Мысленно считайте количество выполненных циклов дыхания и проводите ци вниз в средний даньтянь. Задержите дыхание на несколько секунд, после того как ци достигнет даньтяня, затем медленно выдохните слегка приоткрытым ртом мысленно произнося слово «Ху» (выдох). Проще говоря, проводите ци в средний даньтянь на вдохе и выполняйте подсчет дыхания, затем, расслабив все тело, на выдохе мысленно произносите слово «Ху». Например, «один — ху — два — ху» и т.д. Начинающие могут насчитывать от 20 до 30 циклов дыхания, которые занимают две три минуты, и затем делать короткую передышку. Продолжительность выполнения упражнения может постепенно увеличиваться до 100 дыхательных циклов, которые занимают около 10 минут. Если вы дышите пять раз в минуту, то вам достаточно 50 циклов.

 

2. Абдоминальное дыхание

 

Оно выполняется путем отпускания и подтягивания мышц живота в ответ на вдох и выдох. Это оказывает положительное влияние на физиологические функции внутренних органов грудной клетки и брюшной полости, включая сердце, легкие, печень, селезенку, желудок и кишечник. Такое дыхание действует как внутренний массаж, увеличивая размах движений диафрагмы вверх-вниз и брюшной стенки назад-вперед. Посредством рефлекторного воздействия через нервную систему, оно также улучшает функции коры головного мозга. Абдоминальное дыхание подразделяется на прямое абдоминальное дыхание, обратное и дыхание с задержкой, которое включает метод «вдох-выдох-задержка» и метод «вдох-задержка-выдох-задержка».

 

(1) Прямое дыхание. Вдох производится носом или носом и ртом, центральная часть языка касается неба, а кончик языка — нижних резцов, рот мягко прикрыт и ци медленно проводится в средний даньтянь. Затем задержать дыхание на несколько секунд и сфокусировать сознание в среднем даньтяне. На вдохе нижнюю часть живота расширить и затем, расслабив язык, слегка приоткрыть рот в процессе выдоха. Сделать задержку дыхания еще на несколько секунд и сфокусировать сознание в среднем даньтяне, подтянув нижнюю часть живота. Повторить. Задержка дыхания после вдоха и выдоха должна выполняться естественно и без усилий (Таблица 1).

 

clip_image020

 

(2) Обратное дыхание. Этот тип дыхания противоположен прямому абдоминальному дыханию. При его осуществлении движения животом выполняются в обратную сторону. На вдохе центральная часть языка касается неба, а кончик языка — нижних резцов. Рот мягко прикрыть и медленно проводить ци в средний даньтянь. На вдохе нижняя часть живота втягивается, затем на несколько секунд делается задержка дыхания, сознание фокусируется насредним даньтяне, язык при этом продолжает касаться неба. Затем расслабить язык, слегка приоткрыть рот и сделать выдох через нос и рот с одновременным расширением живота. Опять сделать задержку на несколько секунд, сознание сохраняется в среднем даньтяне. Процесс повторить (Таблица 2).

 

clip_image022

 

(3) Дыхание с задержкой. В этом методе объединяется мысленное управление ци при одновременном произнесении про себя некоторых слов и задержки дыхания. Этот метод укрепляет абдоминальное дыхание. Он может выполняться двумя способами.

 

Первый способ также называется методом мягкого дыхания. Дыхание выполняется носом или носом и ртом одновременно; в процессе вдоха язык касается неба и мысленно произносится первое слово из такой, например, фразы как «я сейчас спокоен». Ци направляется в средний даньтянь и медленно без усилия расширяется нижняя часть живота. Затем выполняется медленный выдох, язык при этом расслабляется и мысленно произносится второе слово фразы — «спокоен» — с одновременным медленным втягиванием живота. Пока живот медленно подтягивается, сделать задержку дыхания на несколько секунд, сохраняя язык и живот без движения (Рис. 24). Повторить. Количество произносимых слов может постепенно увеличиваться (Таблица 3).

 

clip_image024

 

Второй способ иногда называется методом жесткого дыхания. Дышать нужно носом или вдыхать носом, а выдыхать ртом. При вдохе язык касается верхнего неба и мысленно произносится первое слово команды «я сижу сейчас спокойно». Тем временем, медленно проводить ци в средний даньтянь и одновременно расширять живот, задержать дыхание на несколько секунд без какого-либо движения языка или живота и мысленно произнести второе слово команды. Медленно выдохнуть; конец языка касается нижних резцов, мысленно произносится следующее слово команды и мягко втягивается живот (Рис. 25). Повторить. Количество слов постепенно может быть увеличено до восьми (Таблица 4).

 

clip_image026

 

3. Мысленно контролируемое дыхание

 

Занимающийся мысленно управляет циркуляцией ци и дыханием для тренировки внутренней ци и дыхания. Ниже более детально приведены три наиболее используемых метода.

(1) Тренировка даньтянь-дыхания. Этот метод также называется методом тренировки конгенитального дыхания. Сознание фокусируется на среднем даньтяне. При вдохе внимание концентрируется на направлении ци в даньтянь и накапливании ее в этой области. По мере того как ци собирается в даньтяне, живот естественно при вдохе втягивать, затем на время сделать паузу перед медленным выдохом. Концентрация при выдохе на ци и расширении ее наружу из даньтяня. В процессе выдоха живот естественно выпячивается и его мышцы расслабляются. Затем сделать небольшую паузу и мяг:ко вдохнуть. Повторить этот процесс несколько раз.

 

(2) Очень глубокое дыхание. Этот метод требует очень глубокого дыхания. Хотя в нем также объединяются глубокое дыхание с фокусированием сознания, он отличается от других методов тренировки глубокого дыхания требованием проводить ци в точку юнцюань в процессе дыхания. Из нескольких различных вариантов этого метода ниже представлен один. При вдохе мысленно направлять ци в средний даньтянь, затем выполняется естественная пауза в дыхании и производится выдох. В процессе выдоха мысленно направлять ци из среднего даньтяня через точки цихай, гуаньюань, хуэйинь и далее вдоль ног в точку юнцюань, находящуюся в основании свода ступни. Сделать паузу для закрепления ци там, выполнив естественную задержку дыхания перед вдохом. При вдохе мысленно направлять ци из юнцюань назад через точки чанцян и минмэнь в средний даньтянь. Это упражнение должно выполняться спокойно, ровно и медленно.

 

(3) Метод открытия и закрытия. Он также называется методом дыхания телом. В его основе лежит метод «тренировка даньтянь-дыхания». Два способа выполнения этого упражнения описаны ниже. Сначала сфокусировав сознание на среднем даньтяне, направьте ци/дыхание в средний даньтянь со всех частей тела и закрепите ци/дыхание в нем, выполняя естественную задержку дыхания на несколько секунд. Затем выдохните. При выдохе необходимо концентрироваться на ци/дыхании, распространяющейся из среднего даньтяня во все части тела кроме головы. Голова всегда должна сохраняться холодной и ясной. Когда выдох завершается, на некоторое время производится естественная задержка дыхания. После занятия вы можете чувствовать как вместе с дыханием все тело наполняется равномерно распределенным по нему ощущением ци.

 

Сконцентрируйте сознание в среднем даньтяне; при выдохе концентрируйтесь на ци, которая распространяется из него по всем частям тела за исключением головы и заставляет открыться все поры тела; затем вдохните и сконцентрируйтесь на закрытии (запирании) всех пор при вдохе. Повторите, концентрируясь на открытии и закрытии всех пор тела при дыхании. Вы будете ощущать движение ци. Этот метод также называется методом дыхания порами.

 

4. Дыхание, сопровождаемое словами

 

Существуют многочисленные методы тренировки дыхания с использованием мысленного произношения специальных слов. Главным из них считается метод произношения шестисловной формулы или метод рассеивания болезней и продления жизни. Фраза «дыхательный метод» характеризует координацию произношения шести слов с дыханием для того, чтобы регулировать функции внутренних органов. Согласно древним записям, этот метод требует, чтобы слова произносились молча, хотя в некоторых вариантах этого метода предполагается произношение слов вслух. Представляемый здесь метод прошел клиническое внедрение. Автор полагает, что эти слова могут иметь некую акустическую связь с соответствующими им органами тела и тканями. Этими шестью словами являются: Сюй, Хэ, Сы, Чуй, Ху и Си. Различные древние документы утверждают, что эти шесть слов соотносятся с пятью внутренними Инь- органами и четырьмя сезонами.

Записи также указывают на то, что этот метод использовался на протяжении нескольких династий и доказал свою эффективность в качестве оздоровительного упражнения.

 

Некоторые из вариантов этого метода представлены здесь.

 

Шесть слов и пять внутренних органов. Согласно «Сю Си Гуань Цзо Цань Фань Яо» Чжи Кая — автора периода династии Суй, — печень и желчный пузырь связан с Сюй- упражнением; сердце и тонкий кишечник с Хэ-упражнением; легкие с Сы-упражнением; почки и мочевой пузырь с Чуй- упражнением; Три Части Туловища (верхняя, средняя и нижняя) (тройной обогреватель — Ц.Х.) и перикард с Си- упражнением (Таблица 5).

 

clip_image028

 

Шесть слов и четыре сезона. Согласно «Сю Лин Яо Чжи» Лен Цяня, династия Мин, выполнение Сюй-упражнения весной полезно для печени; Хэ-упражнения летом — для сердца; Си-упражнение может практиковаться круглый год и может хорошо влиять на тройной обогреватель и гармонизировать ци и кровь; выполнение Ху-упражнения в любое время года помогает оживить работу селезенки и регулирует функции селезенки и желудка (Таблица 6).

 

clip_image030

 

Шесть слов и движения. Во времена династии Мин комплекс «шесть слов и движения дыхательных упражнений» был детально изучен и записан. Мы опишем как

этот метод используется сегодня в клинических условиях.

 

Слово Сюй используется вместе с дыхательными упражнениями для гармонизации печеночной ци. Согните руки на уровне груди с ладонями, расположенными над ступнями и обращенными вверх, большие пальцы ног с силой давят на землю; сохранять глаза открытыми и сознание сфокусированным в средний даньтянь. Когда руки сгибаются, мысленно вспомните звучание слова Сюй с легкой вибрацией в голосе. То же самое правило применимо для остальных слов. На вдохе обе руки по кругу опускаются перед животом, сознание сосредоточено на расслаблении. После вдоха делается небольшая пауза и на выдохе молча произносится слово Сюй. Повторить 30 раз.

Слово Сы используется для гармонизации легочной ци. Согнуть руки перед лбом, ладони направлены вперед и в них должна ощущаться собранная сила. Расслабить плечи и сфокусировать сознание в средний даньтянь. Когда руки поднимаются по кругу, делать выдох и мысленно повторять слово Сы. Когда руки опускаются до уровня груди, концентрироваться на расслаблении. После вдоха делается пауза и на выдохе мысленно произносится слово Сы. Повторить 30 раз.

 

Хэ гармонизирует сердечную ци. Скрестить руки над головой, расслабить локти и плечи и сфокусировать сознание в средний даньтянь. На выдохе вместе со скрещиванием рук произносить слово Хэ (мысленно). При вдохе опускать обе руки с двух сторон до уровня пупка, сознание кон¬центрируется на расслаблении. После вдоха делается небольшая пауза и вместе с выдохом мысленно произносится Хэ. Повторить 30 раз.

 

Чуй гармонизирует почечную ци. Присесть на корточки, руками нажимая на колени; поясница и локти расслаблены. Сознание сосредоточено в среднем или заднем (точка минмэнь) даньтяне. На выдохе при разведении локтей, мягко скажите Чуй. Когда вдыхаете, немного потяните поясницу, сознание сконцентрировано на расслаблении. После вдоха сделать небольшую паузу и на выдохе мысленно произнести слово Чуй. Повторить 30 раз.

 

Ху гармонизирует ци селезенки. Сядьте (можно стоять или лежать) и сцепите руки (или поместите одну на тыльную

сторону другой), ладони обращены внутрь и нажимают на пупок (передний даньтянь), сознание сфокусировано в среднем даньтяне. На выдохе естественно расширять живот, расслабляя мышцы, мысленно произнести Ху, потерев губы друг о друга, и сглотнуть слюну. При вдохе подтягивать живот, думать о расслаблении. После вдоха сделать небольшую паузу и выдохнуть, мысленно произнося слово Ху. Повторить 30 раз.

 

Си гармонизирует ци тройного обогревателя. Сядьте (можно стоять или лежать) и согните руки, слегка выставив локти, сфокусируйте сознание в среднем даньтяне. На выдохе мысленно произносите слово Си и расслабляйте руки и локти. После вдоха делается небольшая пауза. Повторить 30 раз.

 

Руководство по использованию метода шестисловного дыхания

 

(A) Шестисловная практика. Слова мысленно проговаривать на выдохе, затем естественно вдыхать. Вдыхать носом и выдыхать ртом или, если нос заложен, дышать носом и ртом одновременно. Вдох и выдох рассматриваются как один цикл дыхания. При проговаривании одного слова, выполнить 20-30 циклов. При шестисловной практике, каждое слово повторить семь раз.

 

(B) Однословная практика. В зависимости от конкретного заболевания занимающиеся могут выполнять однословные упражнения. Например, пациент с заболеванием печени может, главным образом, практиковать произношение слова Сюй. Слова для использования могут также выбираться в зависимости от сезона. Сюй может практиковаться весной поскольку Сюй связано с печенью и весна также связана с печенью; Хэ — летом: лето соотносится с сердцем и поэтому упражнение воздействует на сердце; Сы — осенью, поскольку Сы связано с легкими и по теории пяти элементов — с осенью; Чуй можно практиковать зимой при заболеваниях почек по связи почка — зима. После завершения выполнения однословного упражнения необходимо выполнить упражнение с мысленным произношением слова Ху или Си, или их комбинации, даже если одно из этих слов было выбрано в качестве основного для занятий по внутреннему органу или сезону.

 

Так как Ху связано с селезенкой, дыхательный метод с использованием Ху полезен для регулирования функций селезенки и желудка и оказывает благотворное воздействие на другие органы. Си связано с тройным обогревателем и метод, использующий слово Си, полезен для внешней подзарядки ци тела и регулирования внутренней ци. В процессе выполнения упражнения сохранять разум спокойным, регулировать дыхание и проводить ци в средний даньтянь. Перед окончанием упражнения постучать зубами, повращать во рту языком, проглотить накопившуюся слюну и направить ци в средний даньтянь для принятия заключительного положения.

 

(С) Порядок шести слов. Произношение всех шести слов можно выполнять за один цикл упражнения. Их порядок должен согласовываться с последовательностью пяти элементов: Сы соотносится с металлом и легкими, а металл порождает воду; Чуй соотносится с водой и почками, вода порождает дерево; Суй соотносится с деревом и печенью и дерево порождает огонь; Хэ соотносится с огнем и сердцем, огонь порождает землю; Ху соотносится с землей и порождает металл, а Си наполняет жизнью три обогревателя и регулирует ци.

 

(III) Фокусирование сознания при занятиях статическим цигун

 

Данные методы характеризуются фокусированием сознания на определенных точках тела или объектах окружающей среды. Сознание также может концентрироваться на некоторых словах или иных вещах. Это является важным моментом при вхождении в состояние покоя при занятия цигун. Дополнительные эффекты могут быть также достигнуты использованием различных методов концентрации сознания. Поэтому методы концентрации сознания должны выбираться в зависимости от индивидуального физического состояния и целей практики. Все методы фокусирования сознания должны выполняться естественно для того, чтобы достичь желаемых результатов и избежать перенапряжения.

 

Дыхания и позы при занятиях цигун выполняются под непосредственным управлением сознания. Поэтому концентрация сознания играет важную роль в упражнениях цигун.

 

Ментальная деятельность отражает сигналы от реально существующих вещей. Эти сигналы поступают в мозг. При определенных условиях ментальная активность может оказывать важное влияние на здоровье, помогать при излечении от болезней и оказывать влияние на физиологические функции организма. Это доказано многолетней практикой. Когда человек бежит, его сердцебиение усиливается, обычно, до частоты достаточной для обеспечения потребностей организма в данных условиях. Однако человек только начавший заниматься бегом, может испытывать учащенное сердцебиение еще до выстрела стартового пистолета. Человек, мечтающий участвовать в соревнованиях по бегу, может испытывать учащенное сердцебиение как в состоянии бега, так и проснувшись ночью ото сна, в котором он испытывает те же ощущения, хотя потребление энергии его организмом в состоянии сна находится на самом низком уровне. Это иллюстрирует то, как разум и сознание могут воздействовать на физиологическую активность организма. Другим примером может служить обратная связь, когда с помощью психотерапии излечиваются болезни. Это также иллюстрирует как деятельность разума может влиять на физиологические и патологические процессы. Многие древние китайские высказывания, такие как «утолять жажду, размышляя о сливах» и подобные ему ярко демонстрируют эту точку зрения. Поэтому при определенных обстоятельствах негативная деятельность разума может вызывать болезни. Ментальный тренинг в цигун помогает нормализовать и улучшить физиологические функции с помощью мысленного управления.

 

1. Фокусирование сознания на определенных точках

 

Фокусирование сознания на акупунктурных точках вызывает определенные физиологические изменения и, используя это, можно даже излечиться от некоторых

заболеваний. Здесь представлены некоторые из наиболее употребляемых методов

(1) Фокусирование сознания на даньтять. Даньтянь является традиционным центром сосредоточения внимания при занятиях цигун. Обычно под этим термином подразумевается верхний даньтянь, средний даньтянь и нижний даньтянь. Некоторые специалисты включают еще четвертую область — задний даньтянь и даже пятую — передний даньтянь. Все эти пять даньтяней описацы ниже. Каждая из этих точек соотносится с какой-нибудь определенной акупунктурной точкой на канале или коллатерали. Верхний даньтянь — точка иньтан между бровями; нижний даньтянь — гуаньюань находится ниже пупка, на средней линии

 

clip_image032

 

живота; передний даньтянь — точка цичжун на пупке; задний даньтянь в точке минмень, находится на пояснице, на средней линии спины между почками; средний даньтянь расположен между передним и задним даньтянем на канале Чун (Рис. 26-29).

 

(A) Верхний даньтянь. Он расположен в точке иньтан между бровями (Рис. 26). Согласно мнению специалистов по цигун, верхний даньтянь является центром, где базируется психическая активность и откуда исходит управление физическим движением, дыханием и развивается успокоение сознания. В руководящем принципе «успокаивать сознание и концентрировать в ци-точке» подразумевается именно концентрация сознания на верхнем даньтяне. Согласно теориям ТКМ об Инь/Ян, каналах и коллатералях тела, канал Ду управляет всеми Ян-каналами. А все Ян-каналы проходят вверх и заканчиваются на голове или лице. Фокусируя сознание на верхнем даньтяне, можно легко вызвать прилив ци вверх в голову. По этой причине те, кто не овладел основами цигун-упражнений или неправильно усвоил их методы, при фокусировании сознания на верхнем даньтяне могут ощущать тяжесть и давление в голове. Люди пожилые или не занимающиеся физическими упражнениями подобны страдающим недостатком почечной (изначальной) ци. У них может развиваться избыток ци в верхней части тела и недостаток в нижней. Также может появляться слабость в нижних конечностях и головокружение. При фокусировании сознания на верхнем даньтяне легко вызвать приток ци вверх, поэтому людям старше среднего возраста не рекомендуется этого делать. Даже опытным мастерам цигун нельзя фокусировать сознание в этой точке в течение длительного времени. Необходимо отметить, что целью цигун-упражнений является усиление нижней юань-части туловища, расположенной ниже пупка, вкоторой находятся печень, почки, мочевой пузырь и кишечник. Насыщение энергией нижней части тела способствует тому, что верхняя часть становиться более подвижной, сознание ясным, а походка более устойчивой.

 

(B) Передний даньтянь. Эта точка расположена на пупке, на канале Жень (Рис. 27). С помощью сосредоточения на этой точке, главным образом, тренируется абдоминальное дыхание и ци желудка и селезенки, иногда называемая постнатальной ци. Упражнения, при выполнении которых тренируется этот вид ци, могут улучшать пищеварение и абдоминальное дыхание, способствуют улучшению функционирования всех органов брюшной полости. Вообще говоря, любой занимающийся может концентрировать сознание на переднем даньтяне. Когда отдельные упражнения требуют фокусирования сознания на других точках, можно перемещать фокус в эти точки из переднего даньтянь, но при окончании любых из них требуется концентрировать сознание в передний или средний даньтянь.

 

(C) Задний даньтянь. Размещен на точке минмень — главной точке вдоль канала Ду. Задний даньтянь используется, главным образом, при выполнении упражнений по взращиванию жизненной энергии минмень (См. главу о трансформации ци и цигун-упражнениях), которая также называется конгенитальной ци. Из поколения в поколение медики и мастера цигун уделяли особое внимание влиянию минмень, которую они рассматривали как ворота жизни, размещенной на самом важном канале, хранителем врожденной ци и источником изменений благотворно влияющих на рост и развитие организма. Фокусирование сознания на этой точке может усиливать почечную Ян, обогащать жизненную ци минмень и улучшать обмен (трансформацию) ци в организме. Фокусирование сознания на минмень обычно может производиться после овладения приемами концентрации на переднем и среднем даньтянях. Перед завершением выполнения цигун- упражнения, после выполнения фокусирования сознания на даньтяне (заднем), ци должна направляться и фиксироваться в среднем даньтяне.

 

(D) Средний даньтянь. Эта точка размещена за пупком и перед точкой яоянгуань вдоль канала Чун (Рис. 29). Концентрация сознания на этой точке способствует улучшению абдоминального дыхания, стимулированию внутренней ци, возделыванию сущностной ци, улучшению функций дыхательной системы и кровообращения, предотвращению закупорки каналов и коллатералей. В дополнение, средний даньтянь господствует над функциями желудка и селезенки. Поэтому концентрация на этой точке нормализует их функционирование, улучшает аппетит, способствует пищеварению и усвоению пищи. Таким образом, средний даньтянь в цигун рассматривается в качестве основного элемента при работе с сознанием.

 

(Е) Нижний даньтянь. Находится в точке гуаньюань, которая расположена приблизительно на 10 сантиметров ниже пупка. Она является важной точкой на Жень-канале, в нижней части туловища, и резервуаром изначальной ци. Фокусирование сознания на этой точке обогащает Ян ци и укрепляет телосложение. Согласно теории Инь/Ян верхняя часть тела Ян, а нижняя — Инь. Инь и Ян постоянно находятся во взаимодействии, но Инь является основой Ян. Поэтому в процессе занятий ци должна направляться вниз, для возвращения к своему источнику. Мастера цигун описывают этот метод «возвращение огня к своему источнику» потому, что сердце и почки дополняют и уравновешивают друг друга. Сердечный «огонь» и почечная «вода» взаимодополняются, почечная Инь питает сердечную Инь, сердечная Ян питает почечную Ян, которая полезна для успокоения сознания. Пока почечная ци сбалансированна с сердечной ци, состояние стабильно. При окончании цигун- упражнения необходимо напоавлять ци в средний даньтянь и на время фокусировать сознание на нем. Некоторые специалисты полагают, что нижний даньтянь расположен в точке хуэйинь, находящейся на равном расстоянии между задним проходом и входом во влагалище или яичками. Однако в этой книге нижний даньтянь идентифицируется с точкой гуаньюань.

 

(2) Методы фокусирования сознания на акупунктурных точках. Занимающиеся могут фокусировать свое сознание на акупунтктурных точках в других частях тела таким же образом, как и на даньтяне. Только на каналах насчитывается более 360 точек, а всего акупунктурных точек на теле человека насчитывается более 600. Дополнительно существует много новых точек, открытых со времен династии Мин. После даньтяней основными используемыми точками являются юнцюань и цихай.

 

(А) Точка цихай. Она размещена около 5 сантиметров ниже пупка (Рис. 27) и является главной точкой вдоль Жень- канала. Некоторые мастера цигун идентифицируют эту точку с нижним даньтянем. Цихай переводится как море ци, который продуцирует изначальную ци и укрепляет физическую конституцию. Поэтому фокусирование сознания на этой точке полезно для улучшения абдоминального дыхания, тренировки внутренней цй, усиления нижней части туловища, улучшения функций пищеварения и укрепления телосложения. После фокусирования сознания на этой точке необходимо направлять ци в средний даньтянь перед окончанием упражнения.

 

(В) Точка юнцюань. Эта точка является главной точкой вдоль канала Почек (Рис. 30). Фокусирование сознания на этой точке помогает усилить почечную ци, плавно направлять ци к ее источнику и укреплять нижнюю часть туловища. Так как юнцюань расположена в нижней части тела, то фокусирование сознания на этой точке может приводить к тому, что поток ци будет направляться вниз. Это может помочь предупредить или излечить избыточность в верхней части туловища и недостаточность в нижней, избавиться от головокружения, раздражительности и слабости нижних конечностей.

 

(3) Фокусирование сознания на каналах и коллатералях.

 

Теория каналов и коллатералей является одним из основных компонентов ТКМ. Во многих странах мира занимаются изучением теории, в рамках которой утверждается, что существует целостная система взаимосвязанных каналов и коллатералей в организме человека. Эта система служит как для обеспечения кровообращения по организму, так и для объединения пяти внутренних Инь-органов, шести внутренних Ян-органов и конечностей в единое целое. Если каналы и коллатерали свободны, кровообращение будет нормальным и болезням неоткуда взяться, если в них возникают препятствия для прохождения внутренней энергии, то кровообращение будет нарушаться и появятся болезни. Поэтому проходимость каналов и коллатералей играет важную роль в нормализации или развитии патологических состояний организма человека. Согласно теориям ТКМ циркуляция ци и кровообращение непосредственно зависят от стимулирования их ци — физиологической функции. Сущностная ци (чжень ци)

 

clip_image034

 

является движущей силой их ци. Целью цигун-упражнений является культивация сущностной ци, прочистка каналов и коллатералей, гармонизация ци и крови.

 

Существуют 12 основных каналов в общей системе каналов и коллатералей, каждый из которых связан с одним из 12 внутренних органов: сердцем, печенью, легкими, селезенкой, почками, перикардом, желудком, толстым кишечником, тонким кишечником, желчным пузырем, мочевым пузырем и туловищем (разделено на три части и рассматривается как единый орган. — Прим. к кит.изд.). Также существует восемь дополнительных каналов и 15 коллатералей. Из дополнительных каналов при выполнении упражнений цигун наиболее используемыми являются каналы Жень, Ду, Чун и Дай. Передний даньтянь, нижний даньтянь и точка цихай расположены на канале Жень (Рис. 31); верхний даньтянь, задний даньтянь и яоянцюань размещены на канале Ду (Рис. 32); средний даньтянь находится на канале Чун (Рис. 33).

 

Методы фокусирования сознания на каналах и коллатералях являются по своей форме динамическими. Их требование — перемещение фокуса сознания вдоль определенных каналов или коллатералей вместе с ци. Упражнения Большого и Малого круга относятся к упражнениям этой категории. Метод направления ци/ дыхания в пятки, изложенный в главе по методам дыхания иллюстрирует комбинирование фокусирования сознания на каналах и коллатералях с дыханием.

(4) Фокусирование сознания на больной области. В этом упражнении сознание сосредотачивается на больной области в соответствии с основными требованиями к порядку фокусирования сознания. Обычно эти методы не используются для лечения заболеваний головы или груди, если пациент не имеет правильного понимания цигун или занимается без индивидуального наблюдения мастера. Представленные здесь три метода должны осваиваться с помощью опытного тренера по цигун.

(А) Мысленное управление открытием и закрытием потока ци в больной области. Плавно открыть и закрыть (мысленно) поток ци в больной области, причем каждое действие выполняется от трех до пяти минут. Дыхание должно быть естественным или абдоминальным в процессе открытия и закрытия потока ци в больной области, длительность всего процесса от 10 до 20 минут. Этот метод улучшает кровообращение и стимулирует физиологическое функционирование органов.

 

(B) Направление потока ци через больную область. Мысленно направить циркуляцию ци по кругу внутри больной области. Сначала ци движется по часовой стрелке, потом справа налево, против часовой стрелки. Выполнять от 15 до 30 кругов в каждом направлении. Весь процесс должен занимать от 5 до 10 минут. Перед окончанием упражнения направить ци в средний даньтянь и несколько раз выполнить абдоминальное дыхание.

 

(C) Приподнимание органов с висцероптозом с помощью мысли и ци. Фокусировать сознание на больном органе и, мысленно управляя им, приподнять его на 13 сантиметров над пупком. Орган с висцероптозом может быть приподнят только под наблюдением опытного врача.

 

2. Мысленная концентрация на окружающих объектах

 

Это еще один из методов погружения в состояние внутреннего покоя. Объектами, на которых происходит фокусирование сознания, могут быть душистые цветы, зеленые деревья или трава, изысканные картины, скульптуры, зеленные холмы, мерцающие звезды, река, луна или ясное голубое небо. Сознание концентрируется на выбранном объекте только после того как будет достигнуто его успокоение, отрегулировано дыхание, ци направлена в даньтянь и отброшены все волнующие мысли. Глаза, которые могут быть полуприкрыты, должны смотреть прямо на объект. Если вы сидите, то после вхождения в состояние покоя глаза можно закрыть, а сознание сфокусировать на даньтянь вместо внешнего объекта. Объект, на котором концентрируется сознание, должен находиться не ближе чем один метр. Как правило, линия зрения должна находится на уровне глаз или немного выше или ниже для того, чтобы избегать чересчур сильного поднятия или падения ци/ дыхания.

 

3. Фокусирование сознания на чем-либо

 

Мышление есть форма сознательной деятельности. Поэтому концентрация сознания на размышлениях о чем- нибудь называется мыслительным методом. В качестве метода цигун, он может заключаться в мысленном сосредоточении на воспоминаниях о какой-либо вещи или событии, которые могут вызывать успокоение и рас¬слабление. Все предметы, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, оставляют в нашем сознании определенный след, опосредованный органами чувств, такими как глаза, уши, нос, язык и кожа. Занимающийся, вызывающий это воспоминание, восстанавливает в сознании ощущения покоя, которое соответствовало данному предмету или событию. Расслабление, покой и комфортное состояние могут вызывать такие вещи как теплый летний дождь, прекрасный морской пейзаж, горы, озера и реки — все это может быть использовано в рамках метода.

 

4. Концентрация сознания на значении слов

 

Это также мыслительный метод. Необходимо прочувствовать значение слова, полезного для здоровья, чтобы произвести необходимое положительное воздействие на физиологическую деятельность организма человека. Например, «расслабление», «спокойствие», «стоять как сосна», «сидеть подобно настольным часам» и «прогулка» — слова, значение которых могут вызывать определенный позитивный образ и соответствующие состояния.

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы