Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Каратэ » БЕЛЫЙ ПОЯС — 1О-й КЮ

БЕЛЫЙ ПОЯС — 1О-й КЮ

 

 

Введение

Каратэ популярный вид восточного единоборства.представленный рядом спортивных дисциплин. Понятие «каратэ», т.е. «пустая рука», связано с идеей самозащиты без оружия. Однако самозащита на базе караю имеет глубокие корни в традиции воинских искусств Востока.

В средневековой Японии целое семейство воинских искусств объединялось понятием «бу-дзюцу». Если эти искусства соотносились с философскими представлениями о «воинском пути», то использовалось понятие «будо». Основатель Кёкусинкай Масутацу Ояма видел в каратэ исключительно искусство Будо. Он решительно противопоставлял традиционное Будо-каратэ современным спортивным единоборствам. Личным примером Ояма утверждал дух «бусидо», т.е. следовал «путём воина», традиционно понимая «путь» как самосовершенствование и самопознание.

В сущности, понятие «Будо-каратэ» соответствует понятию «каратэ-до». Как таковое каратэ входит в семейство искусств Будо. включающее дзюдо, айкидо, кэндо, кюдо и др. Философское осмысление каратэ МасутаиуОямы получило в представлении о пути Кёкусинкай», в соответствующем названии школы и ее символе, заимствованном из традиционной формы (ката) Каику.

 

белый пояс

 

 

«Кёку» означает «предел», «син» — «истину» или «реальность», «кай» «встречаться, соеди пяться, связывать». Требуются время и практический опыт, чтобы вникнуть в смысл названия «Кёкусинкай». Соответствующие разъяснения даны в нашей книге «Кёкусинкай — духовная воинская традиция» (М.. 1999). В сущности, Кёкус и 11кай это ш кола Будо каратэ, которая в идеале нацеливает воинское воспитание па поиск «абсолютной истины».

 

Знаменательно, что символом Кекусинкай выступает позиция «созерцании неба» из ката Капку. Это стилизованное изображение «пустых рук», заключённых в круг и обращённых к небу так, чтобы можно было сосредоточится на созерцании Солнца. Символически позиция Канку — это своего рода «врата в бесконечость». Медитативное в1лидывание в небо символизирует поиск высшего смысла Будо-каратэ.

 

Ояма имел все основания утверждать, что «природа и цель» воинского искусства универсальны.что Путь Кёкусинкай требует особой решимости, дисциплины и самозабвенного труда. Из личного опыта он знал, что искренняя преданность каратэ избавляет от иллюзий, исцеляет от гордыни, самомнения и своеволия. Ояма призывал учеников культивировать «дух самоотрицания», поощряя единственно «стремление к мудрости и силе». Он подчеркивал, что все эгоистические желания должны сгореть в «закаливающем огне упорной тренировки». Пожалуй, это главное, что изначально должен знать о Будо каратэ тот, кто решился переступить порог традиционного тренировочного зала, или додзё.

Додзё, т.е. «место Пути», — не обычный спортзал. Это своего рода храм воинского искусства. Атмосфера додзё помогает настроиться на традиционный лад и сосредоточиться на целях и задачах обучения. Дух додзё R немалой мере создастся поведением присутствующих, которое регламентируется этикетом додзё.

 

Поскольку каратэ начинается с поклона, посещение додзё тоже начинается с поклона и им же закапчивается. При входе в зал поклон додзё выполняется сдержанно с приветственным возгласом «Осу!» Настроение, соответствующее поклону, помогает отрешиться в зале от внешнего мира, освобождает сознание и приводит его в восприимчивое состояние.

 

Так с поклона начинается долгий путь ученичества в Будо-каратэ под руководством наставника, почитаемого в качестве носителя традиции. В додзе IFK инструктором из числа обладателей чёрных поясов может быть шихан («мастер», имеющий 5 й дан и выше), сэнсэй («учитель», имеюший 3-й или 4-й лай) и сэмпай («старший», имеющий 1-й или 2-й дан). Обладатели соответствующих данов могут быть и среди присутствующих в додзё. В общую иерархию входят также ученические пояса (от белых до коричневых). При обращении к старшему поясу младший пояс выполняет поклон с возгласом «Осу!» Тем же возгласом ученики подтверждают своё понимание команд, требований инструктора и готовность следовать его наставлениям, например, когда инструктор задаёт контрольный вопрос: «Ва ката?!» («Понятно?!») С тем же возгласом «Осу!» производится обмен поклонами и приветствиями.

 

В додзёIFК в начале и в копне тренировки практикуются упорядоченные формы коллективной медитации и взаимные приветствия но команде инструктора. По команде «Сэйдза!» все усаживаются на колени, по команде «Мокусо!» — закрывают глаза, по команде «Мокусоямэ!» — открывают глаза. Далее следуют взаим-ные приветствия с поклонами сидя и возгласом «Осу!», адресованные сиханам, сэнсэям, сэмпаям и всем обладателям ученических поясов. Они выполняются но соответствующим командам: «Сихан ни рэй!», «Сэнсэй ни рэй!»». «Сэмпай ни рэй!» и «Отагай ни рэй!»

 

В копне тренировки (после описанной процедуры) по команде инструктора поднимаются на ноги сначала черные пояса. Он командует: «Коробива, татэкудэсай!» и обмениваемся е мастерами благодарностями: «Аригатогодзаймаисита!» («Спасибо!») «Осу!». Аналогичным образом мастера обмениваются благодарностями с учениками, а затем (уже в индивидуальном порядке) между собой. Покидая додзё, каждый из присутствующих выходит спиной с прощальным поклоном и возгласом «Осу!»

 

На атмосферу додзё определённо влияет языковая среда, ибо в зале традиционно используется обиходный японский язык додзё. или по-английски «додзёджэиэниз». По существу он является языком международного общении в додзёКёкусинкай. Соответствующий языковый минимум осваивается быстро и легко на нескольких занятиях. Он позволяет незамедлительно и правильно реагировать на ко манды и объяснения инструктора, минуя мысленный громоздкий перевод японских терминов на родной язык. Японский язык додзё остаётся одной из нитей, связывающих Будо-каратэ с традицией воинских искусств. Вступление в додзё может стать началом пути, который будет продолжаться шаг за шагом всю жизнь. Восхождение по ступеням мастерства начинается с белого пояса. Освоение программы 10-го кю должно стать прочным фундаментом шкодыБудо-каратэ. которая, в свою очередь, создаёт предпосылки и условия для постижения универсального смысла воинского искусства.

 

Белый цвет младших ученических поясов символизирует первозданную чистоту и «пустоту» сознания начинающего. Как чистый лист белой бумаги, такое сознание готово к записи драгоценных знаний. Как пустой сосуд, оно готово к наполнению искомым содержанием.

Знания, добытые мастерами воинских искусств и ставшие достоянием традиционных школ, ждут тех, кто вступает на путь Буд

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы