Главная » Тренинг » Обучающие статьи » Тайцзицюань Чэнь » 50 болезней, изучающих тайцзицюань Ч.3

50 болезней, изучающих тайцзицюань Ч.3

 

50 болезней, изучающих тайцзицюань Ч.337.    Нахмуренные брови

(Болезнь) Также болезнь напряженного духа.

(Лечение) Смотри пункт 32.

  1. Запертый воздух в груди

(Болезнь) Нехватка воздуха, ци закупоривается, дыхание не свободно, ци всплывает вверх, задержка дыхания в момент фацзинь. Все это относится к непониманию метода правильного движения ци.

(Лечение) Дыхание естественное, вдох и выдох низом живота, обратить внимание на выдох, ци погружается в даньтянь. «Грудь нужно затаить в себе, ци погружается в даньтянь, нельзя оставлять вверху побочного ци». «Грудной промежуток раскрепостить и раскрыть, раскрепостивши грудь, создаешь комфорт и приятность во всем теле».

  1. Трясение кистями

(Болезнь) Эго движение возникает либо по причине закрепощенности, либо преднамеренно, в погоне за упругим встряхивающим усилием, в то время как имеется непроходимость усилия в пояснице.

(Лечение) Раскрепоститься, не утрачивать упругого усилия пэнцзинь. Обратить внимание на то, что усилие цзинь поднимается из пяток, проходит в ноги, управляется через поясницу, и самое последнее — формируется в кистях, пронизывает сустав за суставом, от корня до верхушки, единая ци проходит насквозь. Нельзя обращать внимание только на силу и кистях. Ци должна изливаться до кончиков пальцев, корни и верхушка должны стать единым целым, нельзя их разламывать на две части. Нужно делать так, чтобы выброс силы проходил сустав за суставом из поясницы, все тело — одна семья.

  1. Одиночные, несогласованные движения

(Болезнь) Движения отдельных частей тела, верх и низ, правое и левое, внутреннее и внешнее не координированы, не следуют одно за другим, поясница не господин всему телу, кисти двигаются — поясница подвигается, ноги двигаются — кисти не двигаются, тело составляет единого целого.

(Лечение) Поясница неподвижна — кисти не взрываются; внутри неподвижно — снаружи не выбросить. Нужно добиться того, чтобы тело стало одной семьей. Даньтянь ведет движение, поясница управляет. Место проявления силы, место опоры, место управления силой, место выброса силы, все складывается в форму единой спирали. Чтобы заставить двигаться одну из конечностей, нужно двигаться грудью и поясницей. Тренироваться следует так, чтобы воплощался принцип цельности движений в тайцзицюань: «одно двигается — нет ничего, чтобы не двигалось».

  1. Наклоны вперед, отклонения назад

(Болезнь) Туловище не прямое.

(Лечение) Макушка подпирает вверх, поясничный отдел позвоночника является осью. Нужно стремиться к прямому, спокойному и удобному положению туловища.

  1. Искривление влево и вправо

(Болезнь) Тело не прямое.

(Лечение) Копчик держится вертикально. При выдвижении вперед обязательно есть опора сзади, выброс вправо — обрушить слева, выброс влево — обрушить справа, корпус вертикальный, поддерживается опора восьми сторон.

  1. Внезапное повышение и понижение (резкая смена уровней)

(Болезнь) Резкий подъем вверх и резкое понижение вниз. В особенности, когда поднимается нога или делается шаг, корпус резко поднимается вертикально вверх. При опускающихся движениях идет резкое чрезмерное движение вниз. Чересчур большие подъемы вверх и опускание вниз.

(Лечение) В тайцзицюань семьи Чэнь допускаются повышение и понижение корпуса, как будто катятся волны. Однако не нужно резких повышений и резких понижений. В особенности, выполняя позы «отступить назад, скрутить руку» («дао цзюань гун»), «вращение руками» («юнь шоу»), «идти по косой линии» («се сии») и других, нужно избегать резких смен уровней. В повышении есть понижение (центр тяжести, область паха), в опускании есть повышение (динцзинь, или слева повышение — справа опускание, справа повышение — слева опускание, как в позе «золотой петух стоит на одной ноге» («цзинь цзи ду ли»)).

  1. Двойная тяжесть

(Болезнь) Не явное разделение пустого и полного.

(Лечение) Пустота и тяжесть взаимно изменяются справа и слева, слева тяжесть — сразу слева пусто’, справа погружение — сразу справа

1             Имеется в виду, если противник атакует слева, там образуется «тяжесть», следовательно нужно «опустошить» левую сторону, в противном случае произойдет взаимное «упирание», противоречащее принципам тайцзицюань. Смена полного и пустого — непременное условие усилия ускользания (цзоуцзинь). Нередко под «двойной тяжестью» понимается равномерное распределение веса на обе ноги, что, на наш взгляд, неверно. — P.P.

пусто. Когда рука делает цай или ань со стоящем спереди одноименной ногой, то эта йога обязательно пустая, однако, когда левая рука делает фацзинь вперед вверх, левая стопа (стоящая спереди) может быть полной. Эти два механизма разделения пустого н полного не одинаковы. В тайцзицюань семьи Чэнь пустое и полное на правую и левую ноги обычно распределяются в пропорции 60 и 40 %.

  1. Прерывистость

(Болезнь) Движения не связаны, цзинь движется отрывочно, намерение (и) идет прерывисто, движения разорваны. Наблюдаются промежуточные остановки, невозможность выполнять форму как единое целое.

(Лечение) Движения идут неразрывно связанными, сила (цзинь) может прерываться, намерение (и) не прерывается. Должна быть общая пронизанность движений (это как бусы: бусины — законченные позы, и (намерение, воля) — нить их связующая — P.P.), позиции переходят одна в другую, совсем без временных промежутков. «Во время упражнений в кулачном искусстве наступлениям и отходам несть числа, все пронизано духом и ци, совсем нет промежутков». «Каждая поза формируется, будто оставляет след, ци не останавливается, внутренняя сила (нэйц- зинь) постепенно переполняет тело, нетерпеливо рвется к следующей позе, и тогда эта сила может распространиться и на предыдущую м на последующую позы, в середине нет отчуждения, единая ци течет непрерывно». Кроме этого, после выброса силы (фацзинь) нужно обратить внимание на переходное усилие (цзецзинь), нельзя, чтобы здесь была прерываетая сила (дуаньцзинь).

  1. Выпуклость и вогнутость

(Болезнь) Окружность не полная, ци в позе не полная, это вогнутость. Движения выходят за границы круга, это выпуклость.

(Лечение) Место касания образует круг, внутренняя ци переполняет, внешняя форма наполняется.

  1. Изъян

(Болезнь) Потеря движений, потеря усилия скручивания чаньсыцзинь, потеря внутренней силы пэнцзииь — все это считается изъяном.

(Лечение) Быстрые движения делаются без изъянов, без потерь переходных движении, без потерь чаньсыцзинь, без потерь усилия сгибания и складывания. Особенно это касается выполнения второй формы, где скорость движений быстрая. Нужно чтобы движения делались быстро и без потерь. Кроме того, есть люди, которые упражняются в тайцзицюань, и ничего не слышали о запирании стопы (коу цзяо) (поворота стоп внутрь — P.P.). Отсутствие запирания стопы тоже относится к болезни «изъян».

  1. Незавершенность

(Болезнь) Во время выполнения формы, часто бывает болезнь «трех незавершенностей». Л именно: незавершенность движения, незавершенность нэйцзинь, незавершенность духа глаз.

(Лечение) Каждое движение нужно делать точно и добросовестно. Нужно стремиться к «трем даовэй» («даовэй» буквально «дойти до места», а смысле 4сделать до конца», «завершить» — P.P.). Движение делается до конца, внутренняя энергия нэйцзинь проникает до конечных суставов, дух глаз знает направление и место (взгляд направлен на предполагаемого противника — P.P.). Цзии, ци, шэнь (жизненность, анергию, дух) нужно в каждом движении вести до конца.

  1. Поднятие центра тяжести

(Болезнь) Когда переносится центр тяжести тела, не понимается движение паховой области по нижней дуге, в результате центр тяжести идет по прямой линии и чрезмерно поднимается.

(Лечение) При переходах центра тяжести паховая область идет по дуге вниз и вверх, для чего нужно сначала раскрепостить куа; паховая область «описывает дно казана». Удобство движения проявляется в спокойствии. В движении нужна стабильность, нужно всегда стремиться к сохранению баланса.

  1. Ослабленный дух (рассеянность)

(Болезнь) Дух не сконцентрирован, сердце не спокойно, состояние духа направлено па внешние дела. Бывает, что человек мысленно отлынивает от работы в момент занятий, или и занимается п разговаривает. Все это не соответствует основной сути тренировок. Рассеянность тоже серьезная болезнь в изучении боевого искусства.

(Лечение) «В сердце нет места вещам, в думах нет места мыслям». Нужно очистить сердце от ложного, руководствоваться одним стремлением к собранности духа, всецело отдаться упражнениям. Мысли нужно направить на движении ци, ци стимулирует внешнюю форму, в движении заключен покой, покой и движение взаимно сочетаются. Если в процессе практики тайцзицюань у вас есть целеустремленность и воля, то возможно улучшение работы головного мозга. Это одно из самых ценных свойств тайцзицюань.

(Из книги «Исследование тайцзицюань семьи Чэнь», второе издание, 1981 г., написано с дополнениями 25 марта 1995 г. в Сяошань)

Распечатать

Оставить комментарий

К началу страницы